Может ли бюджетное учреждение выдавать займы сотрудникам

«Главбух». Приложение «Учет в сфере образования», 2006, N 1

Может ли образовательное бюджетное учреждение предоставить своим работникам ссуду на приобретение жилья? Ведь бюджетные средства выделяются строго по смете. Оказывается, выдать такую ссуду все-таки можно. Как это сделать — расскажем в нашей статье.

Образовательные бюджетные учреждения могут предоставлять своим работникам ссуды, в том числе для приобретения и строительства жилья, на возвратной и безвозмездной основе за счет внебюджетных источников в части использования чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов. Такие разъяснения казначейства были доведены до сведения образовательных учреждений в Письме от 31 октября 2005 г. N 42-7.1-01/2.2-307 .

Письмо опубликовано в рубрике «Нормативная база/архив документов» на с. 96.

Однако порядок и направление использования таких источников устанавливаются при этом главным распорядителем бюджетных средств. Ведь он несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных ему учреждений в рамках их предпринимательской деятельности. Таким образом, расходование указанных средств осуществляется согласно смете, утвержденной главным распорядителем в установленном им порядке.

Предоставление ссуд работникам отражается по статье 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам», погашение — по статье 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам» Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н).

Примечание. Внимание: Приказ Минфина России N 152н вступил в силу 1 января 2006 г.

В бухгалтерском учете учреждения операции по предоставлению ссуды отражаются следующими записями:

По выданным беспроцентным ссудам и в случае, если процент по ссуде ниже установленной Центробанком ставки рефинансирования, у работника, получившего ссуду, возникает налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц в виде экономии на процентах. И учреждение, предоставившее ссуду, обязано согласно ст. 226 Налогового кодекса РФ исчислить, удержать у работника и уплатить сумму налога в бюджет.

При расчете налога в данном случае необходимо учесть следующее. Ставка налога в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ с 1 января 2005 г. составляет 13 процентов. Обратите внимание: п. 2 этой статьи установлен специальный порядок применения налоговых ставок. Там указано, что налоговая ставка в размере 13 процентов применяется при получении целевых займов (кредитов) на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли в них на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

Такими подтверждающими документами являются:

  • договор о приобретении квартиры;
  • акт о передаче квартиры или документы, подтверждающие право собственности на квартиру;
  • платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт оплаты произведенных расходов (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы).

Аналогичное мнение по составу документов, которые свидетельствуют о приобретении жилья, было приведено и в Письме ФНС России от 24 декабря 2004 г. N 04-3-01/928 .

Письмо опубликовано в рубрике «Нормативная база/архив документов» на с. 104.

Экономия на процентах рассчитывается исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения заемных средств, и суммы процентов по договору. Такое положение установлено п. 2 ст. 212 Налогового кодекса РФ. С 26 января 2005 г. ставка рефинансирования — 12 процентов годовых. Ставка указана в Телеграмме Центрального банка РФ от 23 декабря 2005 г. N 1643-У.

Пример. В 2006 г. сотруднику образовательного бюджетного учреждения была предоставлена беспроцентная ссуда в сумме 100 000 руб. сроком на 1 год.

Бухгалтер учреждения рассчитал величину экономии на процентах:

Проценты по кредиту (0%) меньше полученной величины, поэтому у сотрудника возникает материальная выгода. С нее нужно заплатить налог на доходы физического лица.

Материальная выгода у сотрудника образовательного бюджетного учреждения за месяц составит:

Читайте также:  Где взять честный частный займ

100 000 руб. x 9% : 12 мес. = 750 руб.

Следовательно, сумма НДФЛ за месяц будет равна:

Имеет ли право бюджетная организация выдавать своим работникам беспроцентные займы и займы под льготные проценты?

Бюджетное учреждение может выдавать займы работникам за счет средств, полученных от деятельности , приносящей доход (за счет чистой прибыли), если предоставление указанных займов предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации и данное направление расходования средств предусмотрено в генеральном разрешении (разрешении) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Расходы на указанные цели должны быть также предусмотрены в смете доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, и отражаться в бюджетном учете на счете 2 207 01 000 “Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“.

Порядок оформления займа определен Гражданским кодексом Российской Федерации (Далее — ГК РФ). С работником, которому выдают заем, необходимо заключить договор займа. Основные требования к договору займа содержатся в гл. 42 ГК РФ. По данному договору одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. В договоре следует отразить: валюту займа, сумму, срок, на
который выдаются денежные средства, способ уплаты, размер и порядок уплаты процентов, если заем не беспроцентный (проценты уплачиваются ежемесячно или в полном объеме в день полного погашения основного долга). Можно предусмотреть в договоре, что работник возвращает долг частями. В случае, если заемщиком будет пропущен один из сроков, согласно положениям п. 2 ст. 811 ГК РФ заимодавец вправе потребовать досрочно вернуть всю оставшуюся сумму. Кроме того, в договоре может быть предусмотрено, что заем выдается на определенные цели. В соответствии с п. 2 ст. 814 ГК РФ целевой заем может быть взыскан досрочно.

Если заем беспроцентный или выдан под льготные проценты, у сотрудника возникает материальная выгода от экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса РФ).

Единый социальный налог при этом не начисляется, поскольку материальная выгода, возникающая у работника при получении им беспроцентного (льготного) займа, не является выплатой по трудовому договору и, следовательно, не признается объектом обложения единым социальным налогом. Разъяснение по данному вопросу содержится в письме Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-01/101.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с материальной выгоды необходимо удержать с работника. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) российские организации, от которых (или в результате отношений с которыми) налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с указанных доходов (п. 4 ст. 226 НК РФ). Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты, из которой производится удержание.

С суммы материальной выгоды НДФЛ удерживается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Исключение составляют доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств. К налоговой базе, облагаемой НДФЛ по повышенной ставке, налоговые вычеты не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Порядок расчета материальной выгоды установлен п. 2 ст. 212 НК РФ. При получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах за пользование заемными средствами, полученными от учреждения, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. При беспроцентном займе налоговая база определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России, действующей на дату получения заемных средств, и оставшейся части долга по займу. При расчете материальной выгоды берется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала на дату выдачи займа работнику. Все последующие изменения ставки в расчете материальной выгоды не учитываются.

Читайте также:  Где можно взять займ 30000

Датой фактического получения доходов в виде материальной выгоды является день уплаты работником процентов по полученным заемным средствам (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

При беспроцентных займах фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Если заем выдается на несколько лет, а возврат денежных средств в полной сумме осуществляется по окончании срока договора займа, налоговая база при получении материальной выгоды в виде экономии на процентах определяется по состоянию на последний день календарного года.

Может ли бюджетное учреждение выдать займ сотруднику на приобретение жилья, если это согласовал учредитель в ПФХД? Как в таком случае в ПФХД отразить получение процентов?

Может ли бюджетное (автономное) учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход)

Однозначного ответа законодательство не содержит.

В отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не

вправе предоставлять займы ( письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) ( п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.

Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.

В отношении автономных учреждений

официальных разъяснений Минфина России о запрете на предоставление займов нет. В Законе от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ такой запрет также не установлен. Вместе с тем положения законодательства о распоряжении средствами от деятельности, приносящей доход, для данного типа учреждений аналогичны положениям для бюджетных учреждений. То есть автономные учреждения, так же как и бюджетные, вправе использовать средства, полученные от такой деятельности, только для достижения целей, ради которых оно создано ( п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Учитывая позицию Минфина России по этому вопросу, выдачу займа (ссуды) сотрудникам целесообразно согласовать с учредителем.

Следует отметить, что ранее (в письме от 14 июня 2012 г. № 02-05-11/2131) Минфин России в разъяснениях о применении кода КОСГУ в соответствии со своим приказом от 21 декабря 2011 г. № 180нуказывал на то, что расходы на предоставление сотрудникам займов (ссуд) следует отражать по статье КОСГУ 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам». При этом указаний о запрете выдавать займы (ссуды) не было. Поэтому если раньше, до выхода письма Минфина России о неправомерности выдачи займа, учреждение такой заем выдало, то в бухучете нужно сделать следующие проводки.

Читайте также:  Что означает обязанность заемщика по предоставлению обеспечения

В учете бюджетных учреждений:

При предоставлении займа (ссуды) в безналичной форме сделайте проводку:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– перечислен заем (ссуда) на счет сотрудника;

Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.

При выдаче займа (ссуды) из кассы сделайте запись:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.34.610
– выдан заем (ссуда) сотруднику учреждения из кассы;

Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств из кассы учреждения.

Такой порядок установлен пунктами 73, 85, 101 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 207.00, забалансовый счет 18).

Пример отражения в учете операций по предоставлению займа сотруднику

12 января 2017 года бюджетное учреждение «Альфа» выдало кладовщику П.А. Беспалову процентный заем на приобретение жилья за счет собственных доходов. Срок возврата – 12 января 2022 года. Сумма займа составляет 360 000 руб. Предоставление займа сотруднику крупной сделкой не является, поэтому согласие учредителя на ее совершение учреждение не получало.

По договору сотрудник возвращает заем частями по 6000 руб. ежемесячно. Размер процентов по договору составляет 7,75. Сумму займа и проценты сотрудник перечисляет на лицевой счет учреждения ежемесячно.

Бухгалтер сделал в учете следующие записи.

12 января 2017 года:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– 360 000 руб. – перечислен заем на счет сотрудника;

Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 540)
– 360 000 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.

30 января 2017 года:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.401.10.120
– 1605 руб. (360 000 руб. × 7,75% : 365 дн. × 21 дн.) – отражено начисление процентов по займу (на основании Бухгалтерской справки ф. 0504833, договора займа).

6 февраля 2017 года от сотрудника поступили средства на лицевой счет:

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.207.14.640
– 7605 руб. (6000 руб. + 1605 руб.) – отражено погашение задолженности по выданному займу;

Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 640)
– 7605 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

27 февраля 2017 года:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.401.10.120
– 2105 руб. (354 000 руб. × 7,75% : 365 дн. × 28 дн.) – отражено начисление процентов по займу (на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), договора займа).

2 марта 2017 года от сотрудника поступили средства на лицевой счет:

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.207.14.640
– 8105 руб. (6000 руб. + 2105 руб.) – отражено погашение задолженности по выданному займу;

Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 640)
– 8105 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

Ежемесячно до окончательного расчета с сотрудником бухгалтер «Альфы» отражал в учете начисленные ему проценты, а также внесение сотрудником средств на счет учреждения.

В отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не вправе предоставлять займы (письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.

Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.

Доход от процентов в плане ФХД может быть отражен по статье КОСГУ 120 «Доходы от собственности».

Adblock
detector