Проблемная ситуация: Ломбард для выдачи кредита привлекает средства от граждан по договорам займа (депозит) под проценты. Относятся ли проценты по заемным средствам на себестоимость услуг ломбардов для определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль ?
Распространяется ли на ломбард действие Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490?
Хотя мы не банк, но экономическая сущность операции по предоставлению кредитов гражданам от этого не меняется, и по логике проценты по депозитным средствам, как в банке, не должны выплачиваться за счет прибыли. Выдача кредитов является основной деятельностью ломбарда.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 марта 2000 г. N 04-02-11
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по существу вопроса сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями) небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Таким образом, к небанковским кредитным организациям относятся только те организации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией Центрального банка Российской Федерации. Действие Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, распространяется на банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковской деятельности.
Все остальные организации, включая организации, осуществляющие ломбардную деятельность, при исчислении налога на прибыль должны руководствоваться нормами Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений).
Подпунктом «с» п.2 указанного Положения предусмотрено включение в себестоимость продукции (работ, услуг) процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных активов), процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно — материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам), процентов по заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым лизингодателями для осуществления операций финансового лизинга, но для целей налогообложения принимаются только затраты по оплате процентов банков (т.е. затраты по уплате процентов по кредитам, полученным по кредитному договору) и не уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль затраты по уплате процентов по коммерческим кредитам и договорам займа.
24.03.2000 Руководитель Департамента
Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение — найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим «обидчикам» с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.
Вопрос: Ломбард для выдачи кредита привлекает средства от граждан по договорам займа (депозит) под проценты. Относятся ли проценты по заемным средствам на себестоимость услуг ломбардов для определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль?
Распространяется ли на ломбард действие Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490?
Хотя мы не банк, но экономическая сущность операции по предоставлению кредитов гражданам от этого не меняется, и по логике проценты по депозитным средствам, как в банке, не должны выплачиваться за счет прибыли. Выдача кредитов является основной деятельностью ломбарда.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2000 г. N 04-02-11
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по существу вопроса сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями) небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Таким образом, к небанковским кредитным организациям относятся только те организации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией Центрального банка Российской Федерации. Действие Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, распространяется на банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковской деятельности.
Все остальные организации, включая организации, осуществляющие ломбардную деятельность, при исчислении налога на прибыль должны руководствоваться нормами Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений).
Подпунктом «с» п.2 указанного Положения предусмотрено включение в себестоимость продукции (работ, услуг) процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных активов), процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно — материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам), процентов по заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым лизингодателями для осуществления операций финансового лизинга, но для целей налогообложения принимаются только затраты по оплате процентов банков (т.е. затраты по уплате процентов по кредитам, полученным по кредитному договору) и не уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль затраты по уплате процентов по коммерческим кредитам и договорам займа.
24.03.2000 Руководитель Департамента
Согласно части 3.2 статьи 5 Закона № 218-ФЗ иные организации, являющиеся заимодавцами по договорам займа, вправе представлять хотя бы в одно БКИ аналогичную информацию, а также обязаны представлять в БКИ информацию о погашении займов, информация о которых была ранее передана в БКИ.
Таким образом, обязанность по передаче информации в БКИ на ломбарды не распространяется, за исключением случая, когда информация о займе ранее была передана в БКИ.
На основании части 4 статьи 7 Закона № 196-ФЗ договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета.
Согласно части 1.1 статьи 2 Закона № 196-ФЗ ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Законом № 353-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 353-ФЗ потребительский кредит (заем) — денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования.
Статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор.
В соответствии с частью 14 статьи 5 Закона № 353-ФЗ изменение индивидуальных условий и общих условий договора потребительского кредита (займа) осуществляется с соблюдением требований, установленных Законом № 353-ФЗ.
В связи с этим оформление соглашения об изменении индивидуальных условий, указанных в части 9 статьи 5 Закона № 353-ФЗ, допускается только при соблюдении требования части 12 указанной статьи об обязательном их отражении в виде таблицы, форма которой установлена Банком России.
Таким образом, при изменении условий договора займа в ломбарде оформляется новый залоговый билет, а также соглашение об изменении индивидуальных условий в виде новой таблицы, форма которой установлена Указанием Банка России № 3240-У.
Полагаем допустимым также продление срока возврата потребительского займа без оформления изменений индивидуальных условий договора потребительского займа при отсутствии задолженности по уплате процентов по договору потребительского займа и сохранении суммы основного долга в первоначальном размере, указанном в договоре займа, если в индивидуальных условиях договора потребительского займа содержатся условия, предусматривающие случаи, при наступлении которых срок договора увеличивается, а также все условия такого изменения, включая срок, на который продлевается договор, а также способ выражения заемщиком своего намерения осуществить продление срока возврата займа на условиях, согласованных в индивидуальных условиях договора потребительского займа.
При этом обращаем внимание, что согласование ломбардом и заемщиком индивидуального условия о порядке продления срока пользования денежными средствами, полученными по договору потребительского займа, полагаем возможным также отражать в залоговом билете.