Муниципальные займы что это такое

Государственные и муниципальные займы — это денежные ресур­сы, привлекаемые для покрытия дефицита бюд­жета соответствующего уровня от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров.

Различают внутренние и внешние займы. Внутренние займы выражаются в национальной валюте, внешние – в иностранной валюте.

От имени Российской Федерации внешние заимствования осуществляет Правительство Российской Федерации, от имени субъекта Российской Федерации — пра­вительство субъекта Российской Федерации. Право осуществлять государственные внешние заимствования имеют исключительно субъекты Российской Федерации, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации установлен на уровне годового объема платежей по обслу­живанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутрен­них заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правитель­ству Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации такое право принадлежит упол­номоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. От имени муниципального образования это право реализует упол­номоченный орган местного самоуправления.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг. Договор государственного или муниципального займа заклю­чается путем приобретения инвестором выпущенных государст­венных или муниципальных облигаций или иных ценных бумаг. Данные ценные бумаги удовлетворяют право владельца ценной бумаги на возврат денежных средств, переданных в рамках кредитования государства или муниципалитета, установленных процентов либо дру­гих имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Государственные и муници­пальные займы являются добровольными. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов. В них отражается перечень внешних за­имствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объ­ема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном фи­нансовом году.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации заимствований. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине России, который ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации. Информация о заимствова­ниях и других обязательствах вносится эмитентом в Государст­венную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения со­ответствующего обязательства.

Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, передается органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация пере­дается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации.

Отличительной особенностью облигаций является их выпуск в документарной форме на предъявителя без обязательного централизованного хранения в виде суммарных и единичных сер­тификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных в сертификате.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает Центральный банк России. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты передаются Минфином РФ на хранение и учет в депозитарий, функции кото­рого выполняет Центральный банк РФ или другая организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, за­ключившая с Минфином РФ депозитарный договор.

Государственные и муниципальные займы — это денежные ресур­сы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюд­жета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключае­мых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или га­рантов.

В зависимости от валюты заимствования различают государ­ственные внутренние и внешние заимствования.

Право осуществления государственных внешних заимствова­ний РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставле­нии государственных гарантий, договоров поручительства дру­гим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадле­жит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет Правительство РФ от имени субъекта РФ — пра­вительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслу­живанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объ­еме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструкту­ризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установлен­ного предельного объема государственного внешнего долга.

От имени РФ право осуществления государственных внутрен­них заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правитель­ству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит упол­номоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует упол­номоченный орган местного самоуправления.

Читайте также:  Может ли физическое лицо дать займ юридическому лицу в валюте

Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние за­имствования с превышением установленного федеральным за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установлен­ного федеральным законом объема долга.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муници­пального образования. Таким образом, по договору государствен­ного и муниципального займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором — гражданин или юридическое лицо-резидент или нерезидент.

Договор государственного или муниципального займа заклю­чается путем приобретения инвестором выпущенных государст­венных либо муниципальных облигаций или других государст­венных либо муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо дру­гих имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. Государственные и муници­пальные займы являются добровольными.

Договоры о государственных внешних заимствованиях, ис­полнение которых требует увеличения их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, включаются только после внесения соответствующих измене­ний в федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Договоры о государственных внешних заимствованиях РФ, о предоставлении гарантий по внешним займам подлежат рати­фикации при следующих обстоятельствах:

1) если предусмотренные этими договорами займы или га­рантии не включены в программу государственных внешних заимствований РФ или привлекаемые по ним финансовые средст­ва превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа;

2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельных объемов государственных внешних заимствований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

3) другим основаниям, предусмотренным законодательст­вом РФ.

Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних за­имствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объ­ема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном фи­нансовом году.

В программе государственных внешних заимствований РФ от­дельно предусматриваются все займы и государственные гаран­тии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, если они осуществляются в процессе реструктуризации государствен­ного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного объема. Такое право распространяется только на не­связанные государственные внешние заимствования.

Программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муни­ципальных образований на очередной финансовый год по фор­мам и видам заимствований, общий объем заимствований, на­правляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

При выпуске долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муници­пальных образований содержат количественные данные об эмиссии таких обязательств, выраженные в национальной валю­те, а также примерный перечень имущества, которое может слу­жить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

При выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг под обособленное имущество, находящееся в государст­венной или муниципальной собственности, в соответствии с ус­ловиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением их выпуска.

В случае исполнения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам путем передачи имущества размер государственного или муниципального долга уменьшает­ся на величину стоимости переданного имущества, а расходы на погашение долга учитываются в размере стоимости переданного имущества.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в со­ответствии с предельными объемами дефицита бюджета и госу­дарственного или муниципального долга.

Читайте также:  Какой процент займа можно прописывать в договоре

В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются:

• сведения об эмитенте ценных бумаг;

• объем и условия эмиссии;

• способ исполнения обязательств по ценным бумагам.

Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных цен­ных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных цен­ных бумаг.

Заимствования, осуществляемые путем предоставления государственных или муниципальных гарантий, учитываются в со­ставе государственного или муниципального долга. Они не яв­ляются источником финансирования дефицита бюджета. В расходы на обслуживание государственного или муниципального долга закладывается резерв на исполнение обязательств по га­рантиям при наступлении гарантийного случая.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствова­ниях и других обязательствах вносится эмитентом в Государст­венную долговую книгу РФ, субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения со­ответствующего обязательства.

Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, передается органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация пере­дается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ.

В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, об исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом, осуществляющим ведение Государственной долговой книги РФ.

В условиях рынка социально-экономическое развитие муниципальных образований во многом должно зависеть не от центра и не от региональных властей, а от собственных ресурсов муниципальных образований. Рост экономической самостоятельности муниципальных образований дает возможность для проявления большей инициативы органам местного самоуправления, хотя при этом и возлагает на них бо́льшую ответственность за проводимую на территории муниципального образования экономическую политику. Одно из направлений решения проблемы дефицита местных бюджетов, реализации местных инвестиционных программ, ослабления зависимости муниципального образования от дотаций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ – выпуск муниципальных займов. Муниципальный заем – это привлечение финансовых ресурсов органами местного самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели с помощью долговых цепных бумаг. Муниципальный заем, таким образом, осуществляется посредством выпуска и продажи муниципальных ценных бумаг, как правило облигаций, в которых содержится обязательство муниципального образования через определенный срок, при наступлении определенного условия (или без этого) выплатить определенную денежную сумму или предоставить какое-либо материальное благо.

Путем эмиссии (выпуска) таких ценных бумаг органы местного самоуправления привлекают дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы для временного наполнения местного бюджета недостающими средствами, для кредитования различных муниципальных программ и т.п. Следует отметить, что извлечение прибыли обычно не является целью муниципального займа. Нельзя не отметить, что в современной России такой способ пополнения местного бюджета, как муниципальный заем, до сих пор находится в стадии зарождения или, точнее, возрождения, поскольку ранее, в дореволюционной России, он широко использовался в практике российских муниципалитетов (земств). С помощью муниципального займа финансовые ресурсы привлекаются на сравнительно благоприятных условиях, поскольку ставка доходности по ним обычно невысокая, а срок обращения, как правило, длительный. Местная администрация или ее специальное структурное подразделение контролирует эффективность и целевой характер использования привлеченных средств. При решении вопроса о выпуске муниципального займа наиболее важным является определение его «стоимости», т.е. того, сколько орган местного самоуправления должен будет заплатить за привлечение ресурсов (в виде процентов, например).

Цели, для которых выпускаются муниципальные займы, могут быть различными. Чаще всего к этому способу пополнения ресурсов органы местного самоуправления вынуждены прибегать ввиду временного дефицита бюджета, например в связи с необходимостью авансовых выплат сельхозпроизводителям, оплаты «северного завоза» (комплекса ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами, прежде всего продовольствием и нефтепродуктами, в преддверии зимнего сезона) и т.п. Другой случай – необходимость погашения ранее размещенного муниципального займа. Достаточно часто муниципальные займы выпускаются с целью финансирования инвестиционных программ и проектов муниципального образования, например программ строительства или создания (реконструкции) транспортной сети. Практика показывает, что в муниципальных образованиях не издаются комплексные акты, регулирующие вопросы проведения муниципальных займов. Как правило, по каждому случаю, т.е. под каждый отдельный муниципальный заем, разрабатывается специальная нормативная база. Проблемы, которые могут возникнуть в данной сфере, связаны, как и в случае с муниципальным заказом, с тем фактом, что в рамках данного института вновь пересекаются публично-правовые и частноправовые функции местного самоуправления. В связи с этим велика возможность злоупотреблений и необходимость государственного контроля за действиями и решениями органов и должностных лиц местного самоуправления. Следует помнить и о том, что ответственность по своим обязательствам муниципальное образование несет всем своим имуществом, прежде всего средствами бюджета. Поэтому социальная цена неверных действий в данной области является крайне высокой, и в силу этого представляется необходимым установить механизмы не только последующего государственного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления по привлечению муниципальных займов, но и элементы предварительного контроля, в частности, обязательность согласования займов с органами государственной власти субъектов РФ, обязательность получения заключения компетентных финансовых органов и (возможно) независимых экспертов (аудиторов).

Читайте также:  Можно ли доказать возврат займа свидетельскими показаниями

Как представляется, наиболее существенные вопросы, касающиеся возможности привлечения муниципальных займов, должны регулироваться на уровне закона, а нс исключительно муниципального правового акта. Кроме того, возможность заимствований для муниципальных образований сейчас законодательно ограничена: муниципальные займы могут быть только внутренними. По-видимому, серьезные инвестиции могут быть привлечены в муниципальную экономику лишь при условии получения муниципальными образованиями доступа на международный рынок заимствований. Эффективность такого подхода подтверждена и международным опытом: органы местного самоуправления многих западных стран, например Франции или Нидерландов, имеют (практически ничем не ограниченное) право привлечения внешних инвестиционных займов. Но при этом органы государственной власти, безусловно, должны иметь в своем распоряжении эффективные механизмы контроля за деятельностью органов местного самоуправления в данной сфере.

В целом идущая в настоящее время реформа местного самоуправления сопровождается определенным расширением полномочий органов местного самоуправления в области управления собственностью. Такой подход объясняется тем, что органам местного самоуправления помимо собственных хозяйственных вопросов приходится решать и возложенные на них задачи, связанные с реализацией экономической политики государства. Вместе с тем органы государственной власти явно стремятся предотвратить возможность того, что ресурсы, предоставляемые органам местного самоуправления для решения вопросов государственного значения, будут использоваться ими в иных целях. Именно поэтому Федеральный закон № 131-ФЗ вводит разные по целевому назначению виды муниципального имущества и предпринимает попытку детально определить перечни муниципального имущества. Осуществление правового регулирования в указанной форме показывает, что государство не ставит перед собой задачу полного поглощения местного самоуправления, его подчинения государственным нуждам. У органов местного самоуправления остается достаточное количество ресурсов и возможностей для решения местных хозяйственных проблем. Кроме того, такое регулирование устанавливает и определенные гарантии для органов местного самоуправления, создавая барьеры, препятствующие органам государственной власти требовать от местного самоуправления исполнения делегированных государственных полномочий за счет муниципальных ресурсов.

Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг определены в ст. 114 БК РФ. Порядок возникновения в результате осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств муниципальных образований, процедура эмиссии муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами муниципальных ценных бумаг, правовые основы муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг, определяются нормами гл. 7 части первой ГК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Вопросы раскрытия информации о муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, урегулированы приказом Минфина России от 06.04.2001 № 30н «Об утверждении стандартов раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, формы заявления о государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, и формы представления отчета об итогах эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг».

Adblock
detector