Нужно ли договор займа писать от руки

Можно напечатать договор займа, а поля данных сторон оставить пустые и потом вписать от руки ? Сама расписка будет от руки написана. Если данные в договоре от руки вносятся,нужно подписи какие то ставить?

Ответы юристов ( 2 )

Ст.808 ГК РФ определена форма договора займа:

1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы.

2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Исходя из данной нормы можно заключить договор займа как отдельный документ и составить расписку в подтверждение передачи денег. Можно оформить у нотариуса расписку где будут указаны все условия договора займа.

Расписка или договор займа

Можно напечатать договор займа, а поля данных сторон оставить пустые и потом вписать от руки ? Сама расписка будет от руки написана. Если данные в договоре от руки вносятся,нужно подписи какие то ставить?

Сейчас все документы составляются на компьютере и печатаются на принтере. Это удобно, быстро и не надо разбираться в чьем-то почерке. У кого-то он ровный и хороший, а у кого-то крайне неразборчивый. Да и люди последнее время все меньше и меньше пишут от руки. Даже подписи в некоторых случаях можно проставлять в электронном виде.

В этой статье разберемся в одном маленьком, но очень важном вопросе: должен ли заемщик собственноручно писать расписку или можно набрать текст на компьютере и поставить подпись.

Читайте также:  Можно ли займ от учредителя принять в кассу

Ответ однозначный – не обязательно, но настоятельно рекомендуется.

Юридическую силу будут иметь оба варианта – хоть рукописная, хоть машинописная. Законом не установлены эти правила написания.

Но надо понимать, что расписка – это особый документ, который выдается физическим лицом, в подтверждение того, что он взял деньги у другого физического лица. И для того, чтобы однозначно идентифицировать человека, необходимы не только фамилия, имя, отчество и паспортные данные, но и образец подписи, а иногда и почерка человека.

На практике часто возникают случаи, когда заемщик или человек, взявший за что-то деньги, пытаясь уйти от возврата долга (денег) заявляет в суде о поддельности его подписи. И в случае, если расписка изготовлена машинописным способом могут возникнуть сложности. Тем более, если на расписке стоит только подпись без ФИО, написанными от руки. В таком случае возможно и почерковедческая экспертиза не сможет дать ответ кому принадлежит эта подпись.

Если же расписка полностью рукописная – гораздо проще доказать, что именно этот человек ее и писал.

Вывод : Расписку лучше писать разборчиво и полностью от руки. Если расписка все-таки напечатанная, то фамилию, имя и отчество заемщик должен написать полностью, а после поставить свою подпись аналогичную подписи в паспорте.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, может ли налоговая инспекция инициировать признание договора недействительным, если вместе с печатным текстом есть текст, написанный от руки. Например:

1) одна сторона заполняет название предприятия и подписанта печатным шрифтом, а для другой стороны оставляет свободные строки;

3) весь текст печатный, а статус налогоплательщика после реквизитов – от руки.

Не считается ли это исправлением, которое должны заверять обе стороны?

Здравствуйте! Согласно ст. 207 Гражданского кодекса сделка считается заключенной в письменной форме в том случае, если ее содержание зафиксировано сторонами путем составления единого документа, обмена письмами, телеграммами и так далее. При этом законодательство не содержит какого-либо ограничения, как именно должен быть оформлен договор (написан от руки, напечатан, выгравирован и так далее). Ключевым моментом является лишь наличие подписей и в случае, если сторонами (стороной) сделки выступает юридическое лицо – оттисков печатей (ч. 2 ст. 207 Гражданского кодекса). При этом следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 181 Хозяйственного кодекса основной формой изложения письменного договора между субъектами хозяйствования является составление единого документа.

Читайте также:  Возможно ли взять займ под материнский капитал

При этом при заключении договоров вполне можно использовать заранее изготовленные бланки. А текст договора, в котором указана одна сторона, все условия договора и оставлены лишь строки для указания второй стороны, как раз и является таким бланком. Как именно должны заполняться бланки, устанавливает лицо, санкционировавшее их использование.

Если же такого различия нет (и, скорее всего, его нет), то дописка вообще ни на что не влияет.

Таким образом, изложение части текста договора в печатном виде, а части – в рукописном не является нарушением требований законодательства о письменной форме договора. Следовательно, нет и оснований говорить о недействительности договора.

Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если приписки имеются лишь на одном экземпляре договора и касаются тех или иных его условий. В таком случае можно говорить о признании недействительными условий, установленных этими приписками.

Но наличие рукописных дополнений к напечатанному тексту (если речь не идет об использовании бланка договора) свидетельствует о небрежности лица, готовившего договор, и поэтому стоит все же избегать таких дописок. Кроме того, если по тем или иным причинам выгодно использовать бланки с внесением от руки сведений о контрагенте (например, оформление договоров с неограниченным кругом лиц через торговых представителей), стоит разработать внутреннее положение о договорной работе, в котором предусмотреть правила использования и заполнения бланков.

Adblock
detector