Органы местного самоуправления могут выпускать местные займы

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

О создании муниципальных банков в городах см. постановление ВС РФ от 22 июля 1993 г. N 5498-1

См. комментарий к статье 42 настоящего Закона

Иногда оно подстраивалось как бы к городскому, образуя его нижний, второй «уровень». Иногда сословно-профессиональное самоуправление первенствовало в городах, а общегородские.

4. Местное самоуправление. Поскольку с образованием единого государства и принятием Конституции и Билля о правах, сформулировавшего принцип остаточной компетенции штатов.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо работающее по контракту лицо.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской … — отсутствие целостной системы государственного территориального управления

Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и … Внутреннее городское управление в странах Западной Европы, связанных с.

Впоследствии общинно-вотчинное управление закономерно стало перерастать в общее.

Государство и самоуправление. Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом.

3.3. Функции местного самоуправления. Конституцией РФ населению предоставлено право на местное самоуправление, самостоятельное решение вопросов местного значения.

5) установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью

Анализ ст. 3, 12, а также гл. 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного … 2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и.

§ 1. Сущность, системы и компетенция местного самоуправления и управления. … Местное самоуправление — это один из устоев современной демократической системы управления.

В Англии уже в средние века земское (территориальное) самоуправление получило наибольшее распространение.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные.

Советская «социалистическая» система управления на местах в корне отличается от других прежде всего тем, что она, в сущности, отрицает местное самоуправление, а управление.

Еще одна форма осуществления народовластия–органы местного самоуправления. … Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

3. Политико-административное устройство штатов и союзных территорий. Местное самоуправление и управление.

Местное самоуправление, предполагающее известную децентрализацию власти, самостоятельность органов местного самоуправления, стало формироваться в Российской.

В условиях рынка социально-экономическое развитие муниципальных образований во многом должно зависеть не от центра и не от региональных властей, а от собственных ресурсов муниципальных образований. Рост экономической самостоятельности муниципальных образований дает возможность для проявления большей инициативы органам местного самоуправления, хотя при этом и возлагает на них бо́льшую ответственность за проводимую на территории муниципального образования экономическую политику. Одно из направлений решения проблемы дефицита местных бюджетов, реализации местных инвестиционных программ, ослабления зависимости муниципального образования от дотаций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ – выпуск муниципальных займов. Муниципальный заем – это привлечение финансовых ресурсов органами местного самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели с помощью долговых цепных бумаг. Муниципальный заем, таким образом, осуществляется посредством выпуска и продажи муниципальных ценных бумаг, как правило облигаций, в которых содержится обязательство муниципального образования через определенный срок, при наступлении определенного условия (или без этого) выплатить определенную денежную сумму или предоставить какое-либо материальное благо.

Путем эмиссии (выпуска) таких ценных бумаг органы местного самоуправления привлекают дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы для временного наполнения местного бюджета недостающими средствами, для кредитования различных муниципальных программ и т.п. Следует отметить, что извлечение прибыли обычно не является целью муниципального займа. Нельзя не отметить, что в современной России такой способ пополнения местного бюджета, как муниципальный заем, до сих пор находится в стадии зарождения или, точнее, возрождения, поскольку ранее, в дореволюционной России, он широко использовался в практике российских муниципалитетов (земств). С помощью муниципального займа финансовые ресурсы привлекаются на сравнительно благоприятных условиях, поскольку ставка доходности по ним обычно невысокая, а срок обращения, как правило, длительный. Местная администрация или ее специальное структурное подразделение контролирует эффективность и целевой характер использования привлеченных средств. При решении вопроса о выпуске муниципального займа наиболее важным является определение его «стоимости», т.е. того, сколько орган местного самоуправления должен будет заплатить за привлечение ресурсов (в виде процентов, например).

Читайте также:  Не могу отдать займ в быстроденьги что делать

Цели, для которых выпускаются муниципальные займы, могут быть различными. Чаще всего к этому способу пополнения ресурсов органы местного самоуправления вынуждены прибегать ввиду временного дефицита бюджета, например в связи с необходимостью авансовых выплат сельхозпроизводителям, оплаты «северного завоза» (комплекса ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами, прежде всего продовольствием и нефтепродуктами, в преддверии зимнего сезона) и т.п. Другой случай – необходимость погашения ранее размещенного муниципального займа. Достаточно часто муниципальные займы выпускаются с целью финансирования инвестиционных программ и проектов муниципального образования, например программ строительства или создания (реконструкции) транспортной сети. Практика показывает, что в муниципальных образованиях не издаются комплексные акты, регулирующие вопросы проведения муниципальных займов. Как правило, по каждому случаю, т.е. под каждый отдельный муниципальный заем, разрабатывается специальная нормативная база. Проблемы, которые могут возникнуть в данной сфере, связаны, как и в случае с муниципальным заказом, с тем фактом, что в рамках данного института вновь пересекаются публично-правовые и частноправовые функции местного самоуправления. В связи с этим велика возможность злоупотреблений и необходимость государственного контроля за действиями и решениями органов и должностных лиц местного самоуправления. Следует помнить и о том, что ответственность по своим обязательствам муниципальное образование несет всем своим имуществом, прежде всего средствами бюджета. Поэтому социальная цена неверных действий в данной области является крайне высокой, и в силу этого представляется необходимым установить механизмы не только последующего государственного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления по привлечению муниципальных займов, но и элементы предварительного контроля, в частности, обязательность согласования займов с органами государственной власти субъектов РФ, обязательность получения заключения компетентных финансовых органов и (возможно) независимых экспертов (аудиторов).

Как представляется, наиболее существенные вопросы, касающиеся возможности привлечения муниципальных займов, должны регулироваться на уровне закона, а нс исключительно муниципального правового акта. Кроме того, возможность заимствований для муниципальных образований сейчас законодательно ограничена: муниципальные займы могут быть только внутренними. По-видимому, серьезные инвестиции могут быть привлечены в муниципальную экономику лишь при условии получения муниципальными образованиями доступа на международный рынок заимствований. Эффективность такого подхода подтверждена и международным опытом: органы местного самоуправления многих западных стран, например Франции или Нидерландов, имеют (практически ничем не ограниченное) право привлечения внешних инвестиционных займов. Но при этом органы государственной власти, безусловно, должны иметь в своем распоряжении эффективные механизмы контроля за деятельностью органов местного самоуправления в данной сфере.

В целом идущая в настоящее время реформа местного самоуправления сопровождается определенным расширением полномочий органов местного самоуправления в области управления собственностью. Такой подход объясняется тем, что органам местного самоуправления помимо собственных хозяйственных вопросов приходится решать и возложенные на них задачи, связанные с реализацией экономической политики государства. Вместе с тем органы государственной власти явно стремятся предотвратить возможность того, что ресурсы, предоставляемые органам местного самоуправления для решения вопросов государственного значения, будут использоваться ими в иных целях. Именно поэтому Федеральный закон № 131-ФЗ вводит разные по целевому назначению виды муниципального имущества и предпринимает попытку детально определить перечни муниципального имущества. Осуществление правового регулирования в указанной форме показывает, что государство не ставит перед собой задачу полного поглощения местного самоуправления, его подчинения государственным нуждам. У органов местного самоуправления остается достаточное количество ресурсов и возможностей для решения местных хозяйственных проблем. Кроме того, такое регулирование устанавливает и определенные гарантии для органов местного самоуправления, создавая барьеры, препятствующие органам государственной власти требовать от местного самоуправления исполнения делегированных государственных полномочий за счет муниципальных ресурсов.

Читайте также:  Государственные займы могут быть внутренними и внешними

Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг определены в ст. 114 БК РФ. Порядок возникновения в результате осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств муниципальных образований, процедура эмиссии муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами муниципальных ценных бумаг, правовые основы муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг, определяются нормами гл. 7 части первой ГК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Вопросы раскрытия информации о муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, урегулированы приказом Минфина России от 06.04.2001 № 30н «Об утверждении стандартов раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, формы заявления о государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, и формы представления отчета об итогах эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг».

Комментарий к статье 42
Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» определяет правовой статус муниципального банка и кредитной организации.
———————————
СЗ РФ, 1996, N 6, ст. 492.
Муниципальная кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные упомянутым Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Муниципальный банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Муниципальная небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные федеральными законами. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк на территории местного самоуправления — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи.
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства:
— вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации;
— могут поручать управление собственными ресурсами банку — депозитарию или иной кредитной организации;
— определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи;
— не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.
В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций муниципальный банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.
Муниципальная кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
Кредитная организация, создаваемая органами местного самоуправления, имеет устав, утверждаемый в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Устав муниципальной кредитной организации должен содержать:
1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности»;
2) указание на организационно — правовую форму;
3) сведения о месте нахождения (почтовом адресе) органов управления и обособленных подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях.
При осуществлении банковских операций муниципальная кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с законодательством.
Уставный капитал муниципальной кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале кредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций.
Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала.
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства.
Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления.
Глава VI. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Читайте также:  Если заемщик умер то прекращается ли поручительство

Adblock
detector