По форме займы могут быть безоблигационными

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов — держателей ценных бумаг займы могут подразделяться:

б) на реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) на реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить обращающиеся сейчас ГКО и КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

4. По форме выплаты доходов займы бывают:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа, путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат;

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

5. Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешний долг Российской Федерации подразделяется на задолженность России иностранным правительствам, долг иностранным коммерческим банкам и задолжен

ность внешнеторговых объединений по централизованным поставкам бывшего Союза, образовавшегося до 1991 г.

Долги России являются объектом купли – продажи на мировом рынке.

Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.

Парижский клуб – это группа главных государств, кредиторов мира. Если какая-то страна-должник, испытывающая экономические трудности, начинает проводить программу оздоровления своей экономики с помощью МВФ (международного валютного фонда), Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны должника, например, может подписать соглашение о реструктуризации или прощении долга.

Лондонский клуб – это объединение 600 банков, в него входят кредиторы, которые предоставляли СССР кредиты без гарантий своих правительств, с этим клубом достигнута договоренность о рассрочке российского долга на 25 лет. Достигнутые договоренности с международными организациями позволяют России погашать свои долги до 2005 года в пределах 1 % от ВВП. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так, на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций на основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года — с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.

Читайте также:  Дадут ли займ под материнский капитал безработному

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющих большую роль в аккумуляции государством безынфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти в соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге РФ» /4/. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые).Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.

Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990г. Облигации выпущены каждая достоинством, равным цене соответствующего товара : легкового автомобиля, мотоцикла, мини-трактора, цветного телевизора, видеомагнитофона, холодильника, микроволновой печи, швейной машины, персонального бытового компьютера. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы в СССР распространялись среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являлись добровольными. Однако их реализация сопровождалась такой массово-политической кампанией давления, которая делала их по существу обязательными. Это было возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Читайте также:  К чему сниться что займ денег

Наконец, государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы, при которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.

Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране это достигалось на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного периода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны. Помощь оказывается в форме межправительственных займов и межбанковских кредитов. Обычно они предоставляются для финансирования товарных поставок по межправительственным соглашениям, компенсационных сделок и регулирования платежного баланса. В значительно меньших размерах государственные внешние займы предоставляются восточно-европейскими и некоторыми развивающимися странами. По мере оформления членства в международных финансовых организациях страна может получать займы и кредиты из Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития для Восточной Европы и т.п.

До 40-х годов наша страна на международной арене выступала преимущественно заемщиком средств. Только Ирану, Турции и Афганистану были предоставлены небольшие займы. В послевоенный период наше государство стало и страной-кредитором. Оно предоставило значительные займы и кредиты для экономического и научно-технического развития восточно-европейским и развивающимся странам. К 1990 г. задолженность по ним достигла 88,2 млрд. руб. Чрезмерная идеологизация внешнеэкономических связей привела к низкой эффективности отношений по линии государственного кредита, что выражается, в частности, в регулярном списании долгов и отсрочке платежей стран-должников. Исправление положения возможно только на пути построения финансовых связей с другими странами на условиях мирового денежного рынка.

Право осуществления государственных внешних заимствова­ний РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставле­нии государственных гарантий, договоров поручительства дру­гим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадле­жит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет Правительство РФ от имени субъекта РФ — пра­вительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслу­живанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объ­еме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструкту­ризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установлен­ного предельного объема государственного внешнего долга.

Читайте также:  Как войти в личный кабинет лайм займ

От имени РФ право осуществления государственных внутрен­них заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правитель­ству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит упол­номоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует упол­номоченный орган местного самоуправления.

Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние за­имствования с превышением установленного федеральным за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установлен­ного федеральным законом объема долга.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муници­пального образования. Таким образом, по договору государствен­ного и муниципального займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором — гражданин или юридическое лицо-резидент или нерезидент.

Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами,утверждаемыми на очередной финансовый год.

Если вашему предприятию срочно нужны дополнительные средства для оплаты услуг поставщиков или закупку нового оборудования – вы можете обратиться в финансовую организацию, и получить банковский кредит для ООО или ИП.

Конечно, ссуды такого рода имеют как преимущества, так и недостатки. К негативным аспектам банковского кредитования можно отнести высокую процентную ставку.

Облигационный заем – намного более выгоден для владельцев бизнеса, нежели классические банковские ссуды.

По сути – это кредит, только на более выгодных процентах. Выпуск облигаций помогает привлечь инвесторов в перспективе или просто улучшить финансовое положение компании.

В облигационном займе присутствуют несколько сторон и несколько этапов. Рассмотрим основные:

Облигационный заём отличается от классических кредитов для бизнеса следующими аспектами:

Облигационные займы в разы привлекательнее для эмитентов, чем потребительские кредиты. Главное, перед выпуском ценных бумаг четко определиться, кто будет покупать ваши облигации.

Материальная привлекательность для инвесторов зависит от нескольких факторов, в том числе от ситуации на рынке. Эксперты определяют следующие цифры:

  • облигационный заем имеет смысл выпускать только на сумму в пределах 250-300 млн. рублей (это гарантирует их ликвидность и привлекательность для инвесторов);
  • ежегодный объем выручки для выпуска ценных бумаг на такую сумму должен быть не меньше 2,5 млрд. рублей.

При меньших суммах эмитенту дешевле обойдется кредит, ведь сам выпуск и размещение облигаций – процедура достаточно дорогостоящая.

Выпуск осуществляется при прямом участии законодателя. Владелец бизнеса решается на эмиссию, определяется с необходимой суммой, на которую будут выпущены ценные бумаги, после чего утверждает решение и обращается в ФСФР со всеми собранными документами.

Размещение облигаций на рынке в меньшем объеме чем планировалось – вполне допускается, в большем – ни в коем случае.

Облигационный заем может быть 2-х видов:

Несложно догадаться, что в первом случае речь идет о частных инвесторах и предприятиях, а во втором – о Российской Федерации. Также можно разделить ценные бумаги по срокам – кратко-, средне-, и долгосрочные.

Если инвестор приобрел облигации, они являются его собственностью, он имеет право их перепродавать другим лицам.

Если продажа производится по открытой подписке, то эмитент может задействовать СМИ, рекламу на телевидении и другие способы привлечения внимания со стороны потенциальных кредиторов.

Как правило, проценты по облигациям выплачиваются 1 раз в оговоренный срок, например – в 2 года. Это дает возможность эмитенту использовать деньги, не выплачивая ежемесячно комиссию, проценты и тело кредита (речь идет о стандартном кредитовании).

Adblock
detector