Рефинансирование государственного займа могут быть

Рефинансирование государственного долга ( refinancing the public debt) — выплата правительством США владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения денег, полученных от продажи новых ценных бумаг, либо обмен погашенных ценных бумаг на новые. [1]

Рефинансирование государственного долга — выплата правительством владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения денег, полученных от продажи новых ценных бумаг, либо обмен погашенных ценных бумаг на новые. [2]

Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке I определяется ставкой рефинансирования. [3]

В отношении рефинансирования государственного долга : владельцы государственных ценных бумаг, срок погашения которых приближается, имеют право обменять их до даты погашения на другие ценные бумаги с более отдаленной датой погашения. Этот процесс приводит к пролонгированию государственного долга. В отношении облигаций: заблаговременная продажа новых муниципальных облигаций, начинающаяся, как правило, за несколько лет до наступления ближайшей даты погашения старых облигаций. Облигации, выпускаемые для рефинансирования, обычно имеют более низкую ставку процента по сравнению с облигациями, которые рефинансируются, а полученные от их размещения поступления традиционно инвестируются в ценные бумаги федерального правительства до тех пор, пока не наступит срок выкупа облигаций с более высокой процентной ставкой. [4]

Вскоре стало очевидно, что рефинансирование государственного долга — вроде бы, неразрешимая проблема. Программа МВФ исходила из того, что отечественные держатели ценных бумаг при наступлении сроков погашения возобновят их ( реинвестируют); единственный вопрос заключался в том, по какой цене. Если бы правительство умело успешно собирать налоги, то процентные ставки в конечном счете снизились бы до приемлемого уровня, скажем, до 25 %, и кризису был бы положен конец. [5]

Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга , т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования. [6]

Для снижения бюджетного дефицита и привлечения сбережений населения для финансирования и рефинансирования государственного долга многие страны Запада прибегают к выпуску специальных займов, предназначенных к размещению в страховых и пенсионных фондах, а также правительственных учреждениях. Облигации таких выпусков не продаются, их нельзя передавать другим лицам, но они могут быть предъявлены к оплате через определенное время ( обычно год) со дня их выпуска. [7]

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга , т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. [8]

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга . [9]

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга . [10]

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга . Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. [11]

Читайте также:  В случае смерти заемщика кто выплачивает кредит наследники или поручитель

Порядок управления долгами : внутренним и внешним

В результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг.

Государственным долгомРоссийской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физиче­скими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами между­народного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг является прямым следствием кредит­ной политики государства и его состав зависит от форм государ­ственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной влас­ти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по вы­данным Россией гарантиям.

Государственный долг классифицируется на виды по несколь­ким основаниям:

В зависимости от срока погашения государственных долговых обязательств государственный долг подразделяется на:

· капитальный, представляющий собой общую сумму задол­женности государства по непогашенным долговым обязатель­ствам и невыплаченным по ним процентам;

· текущий, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

В зависимости от срока привлечения государственные долго­вые обязательства подразделяются на:

· краткосрочные — привлекаемые на срок до одного года;

· среднесрочные — привлекаемые на срок от одного года до пяти лет;

· долгосрочные — привлекаемые на срок от 5 до 30 лет.

В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:

· внутренний, выраженный в валюте Российской Федерации, т. е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государ­ственным ценным бумагам Российской Федерации; объем ос­новного долга по кредитам, полученным Российской Федера­цией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюд­жетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государствен­ным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

· внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем госу­дарственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В некоторых случаях дополнительным критерием по разгра­ничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образова­нии внутреннего долга; заимствование денежных средств у не­резидентов ведет к образованию внешнего долга.

Государственный долг представляет собой комплексное эконо­мико-правовое образование, особый механизм финансовых отно­шений, требующий регулирования системой различных методов.

Управление государственным долгом — это совокупность финан­совых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Управление государственным внутренним и внешним дол­гом относится к компетенции Правительства РФ.

Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Министерство финансов РФ, основными задачами которого является разработка программ государствен­ных заимствований и их реализация от имени Российской Фе­дерации, а также управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. В соответствии с воз­ложенными на него задачами Министерство финансов РФ про­водит совместно с Центральным банком РФ операции по обслуживанию государственного долга, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации рас­ходов по его обслуживанию.

Управление государственным долгом отнесено федеральным законодательством и к обязанностям Центрального банка РФ, который консультирует Министерство финансов РФ по во­просам графика выпуска государственных ценных бумаг и пога­шения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой де­нежно-кредитной политики. Операции по обслуживанию госу­дарственного долга Центральный банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Читайте также:  Можно ли увеличить уставный капитал за счет заемных средств

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

· Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов

· реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

Методы рефинансирования государственного долга

· Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

· Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

· Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

· Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Управление государственным долгом представляет собой комплекс мероприятий государства, связанных с выпуском и размещением займов (долговых обязательств) государства, с выплатой доходов кредиторам, регулированием рынка государственных ценных бумаг, определением условий выпуска новых ценных бумаг, а также с предоставлением гарантий.

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости долга для заемщика,

2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса,

3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов,

4) обеспечение своевременного возврата кредитов,

максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление государственным долгом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные организации.

В управлении государственным долгом страны должны быть соблюдены следующие основные принципы:

безусловность — обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заемщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

единство — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств;

снижение рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;

оптимальность структуры— поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

сохранение финансовой независимости — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства перед инвесторами;

прозрачность — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

При управлении государственным долгом необходимы затраты. К таким расходам по управлению государственным долгом относятся: выплата выигрышей и годовых процентов; суммы по погашению займов; расходы по изготовлению и реализации ценных бумаг государства; проведение тиражей выигрышей.

Основную долю расходов составляют первые три вида расходов.

Выплата доходов по займам и их погашение должны осуществляться за счет бюджетных средств.

Для государства очень важна эффективность госкредита. Для ее оценки применяется ряд показателей (для внутреннего и внешнего долга).

Так, по внешнему долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он определяется как отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям от экспорта. Безопасный уровень обслуживания государственного долга составляет до 25%, в нашей стране он достигает 35%.

Читайте также:  Как гасить кредит за умершего заемщика

Эффективность госкредита достигается разными путями и методами.

С точки зрения инвесторов наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств, например, как принято, за счет бюджетных средств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть применены различные методы управления государственным долгом – рефинансирование, новация, унификация, конверсия, консолидация, отсрочка погашения займов или аннулирование государственного долга.

Рефинансирование — погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Унификация — это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

Конверсия — это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.

Консолидация — это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновре­менном отказе государства от выплаты доходов по займам.

Аннулирование государственного долга — это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, то есть погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

Иногда применяют метод аннулирования государственного долга.

При аннулировании государственного долга государство отказывается от обязательств по выпущенным займам.

Займы аннулируются в двух случаях:

1) при финансовой несостоятельности государства;

2) при изменении политической обстановки. Например, в 1918 г. правитель­ство аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Оно не признало финансовых обязательств царской России.

Необходимо отметить, что применение этих методов нарушает первый принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубокой предварительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-политических последствий.

Повышению эффективности управления долгом (в частности внешним) способствуют политико-правовые и организационно-экономические пути сокращения долгов, которые рассмотрены в 17.3.

Значительным фактором, положительно влияющим на управление внешним долгом, стало вступление России в Парижский и Лондонский клубы. Вступление в эти организации означало признание Россией обязательств по долгам бывшего СССР и отказ от ряда своих долговых активов — прежде всего, долгов по поставкам вооружений и военной техники. Взамен Россия приобрела дополнительные возможности по возвращению дебиторских долгов (причем в СКВ) и согласие кредиторов на реструктуризацию существенной части внешних долгов.

Управление государственным долгом как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями необходима разработка двух программ: программы государственных внешних заимствований и программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень взаимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

Adblock
detector