Заемные средства могут использоваться государством на срок не более 10 лет

Заемные средства бюджетов (borrowed funds of budgets) – часть денежных средств в бюджетах всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основах для обеспечения финансирования дефицита бюджета. В отличие от доходов бюджета заемные средства бюджетов поступают однократно и участвуют в формировании бюджета только в том финансовом году, в котором они были привлечены. Формой их привлечения являются различные виды бюджетных заимствований.

Условия поступления заемных средств бюджетов в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и сроки их возврата устанавливаются соответствующими кредитными договорами и решениями эмитента о выпуске займа.

Разграничение бюджетных поступлений на доходы и заемные средства бюджетов – важное условие обеспечения нормальной деятельности государственных и муниципальных органов, которые должны иметь ясное представление о том, какими ресурсами они располагают, насколько реальны источники формирования бюджета, на каких условиях они привлекаются и т.д. Такое представление служит основанием для проведения взвешенной финансово-налоговой политики, особенно политики в области бюджетных заимствований, не позволяющей органам государственной власти и органам местного самоуправления «залезать в петлю» бюджетных долгов, с которыми невозможно будет справиться при превышении разумного предела заемных средств бюджетов.

Вместе с тем заемные средства бюджетов играют важную роль в реализации принципа сбалансированности бюджета, обеспечивая одновременно с доходами бюджета покрытие дефицита бюджета. Потребность в заемных средствах бюджетов зависит от разных обстоятельств и факторов. Общая потребность в заемных средствах бюджетов возрастает (уменьшается), если расходы государства и чистое кредитование растут быстрее (медленнее), чем доходы и получаемые трансферты. Соотношение между заемными средствами бюджетов и доходами бюджета устанавливается в процессе формирования бюджета любого уровня, когда в составе бюджетных показателей определяется величина внутренних и внешних заимствований.

Заемные средства бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны мобилизуются с помощью разных финансовых инструментов, это:

  • долговые обязательства, оформляемые через выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг;
  • прямые кредиты, получаемые от кредитных организаций внутри страны и от других уровней бюджетной системы, от международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, зарубежных банков;
  • прямые кредиты, оформляемые соответствующими письменными договорами и соглашениями.

Основным источником формирования заемных средств бюджетов являются государственные и муниципальные займы. Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. В частности, привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления заемных средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату заработной платы и пенсий – не изменится. При формировании заемных средств бюджетов за счет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

Заемные средства бюджетов, полученные от внутренних и внешних заимствований, по-разному влияют на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности. Внешние заимствования в момент поступления заемных средств бюджетов приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если заемные средства направляются на эти цели. Если же займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков используются для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов и уплаты процентов по ним, направляются после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и другие потребительские цели, то в этой доле заемные средства бюджетов не влияют на рост экономической активности.

Заимствования внутри страны означают лишь перераспределение имеющихся в стране финансово-кредитных ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутренних источников формирования заемных средств бюджетов определяется характером заимствуемых средств. Если к формированию заемных средств бюджетов привлекаются кредитные ресурсы, которые могут быть направлены на другие цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике страны. Более того, если в заемные средства бюджетов привлекаются ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могли бы быть использованы на развитие производства, то это отрицательно повлияет на экономический рост в условиях недостатка в стране свободных капиталов. Если же при бюджетных заимствованиях общий объем расходов других секторов экономики не уменьшается, то заемные средства бюджетов приводят к росту совокупного спроса в экономике.

Читайте также:  Является ли займ от учредителя доходом при осно

Объем ежегодно мобилизуемых заемных средств бюджетов отражается на увеличении государственного и муниципального долга, поскольку основная его величина формируется именно на базе бюджетных заимствований. Однако на размер долга наряду с заемными средствами бюджетов влияют гарантии и поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, если гарантийные случаи наступили и обязательства третьих лиц переоформлены в государственные и муниципальные долги.

Понятие государственного кредита

Кредит восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых для полного и своевременного финансирования капитальных вложений либо текущих затрат. Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежных средств внутри страны (внутренний кредит) и с нерезидентами (внешний кредит).

Государственный кредит — отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, где государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта.

Государственный кредит выражает отношения между государством, от имени которого выступают органы исполнительной власти федерального уровня с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Как экономическая категория государственный кредит имеет ряд особенностей, т.к. находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита:

а) в качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства;

б) в качестве категории кредита, государственный кредит отличается от классических финансовых категорий (налоги, субсидии и др.), т.к. его основой является возвратность, срочность, платность;

в) в отличии от банковского кредита, обеспечением государственного кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы;

г) как финансовая категория выполняет все функции финансов.

Категория «государственный кредит» имеет следующие особенности в отличие от других форм кредитования:

— в качестве обеспечения возвратности кредита обычно выступает все имущество, находящееся в собственности государства или муниципального образования;

— на уровне Федерации государственные займы не имеют конкретного целевого назначения;

— сроки государственного кредита, как правило, достаточно длительные, но согласно Закону «О государственном внутреннем долге РФ» не могут превышать 30 лет.

Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом

Для покрытия бюджетного дефицита государство привлекает заемные средства. Одновременно оно выступает в качестве кредитора. В отдельных случаях государство выступает гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, взятых хозяйствующими субъектами.

Как форма кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей:

— государственный кредит, как правило, не имеет конкретного залогового обеспечения. В качестве обеспечения возвратности кредита выступает гарантия государства, т.е. все имущество, находящееся в государственной собственности;

— государственный кредит обычно имеет потребительскую, а не производственную форму. Проценты за кредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а за счет бюджетных поступлений;

— на уровне Федерации государственный кредит, как правило, не имеет конкретного целевого характера;

— сроки предоставления государственного кредита более длительные по сравнению с другими формами кредитования.

По договору государственного займа государство выступает в качестве заемщика, а юридические и физические лица- в качестве кредитора.

Читайте также:  Что такое необеспеченный договор займа

Государственные займы могут характеризовать состояние государственного бюджета страны. Чем больше займы — тем хуже обстоит дело с бюджетом, чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис государства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Государственный долг – вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Государственный долг подразделяется на две части — капитальный и текущий. Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

В зависимости от места размещения средств, государственный долг делится на внутренний и внешний.

Государственный внутренний долг — заемная деятельность на внутреннем рынке страны, осуществляемая, главным образом посредством выпуска государственных ценных бумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями посредством погашения долговых обязательств и выплаты по ним доходов в виде процентов или в иной форме.

Государственные ценные бумаги — это форма существования государственного долга в виде долговых ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство. Все выпуски государственных ценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге РФ. Государственные ценные бумаги обеспечивают гибкое поступление денежных средств в бюджетную систему, а с другой — дают возможность инвесторам получать доход на их временно свободные денежные средства.

Основные виды государственных ценных бумаг:

1. Облигации государственного российского республиканского внутреннего займа 2000 г. — выпущены 1.01.2000 срок — 16 лет. Номинал — 5000, 10000, 25000, 100000 руб. Размещались среди юридических лиц. Доход — фиксирован в размере 5 % от номинала и выплачивается 1 раз в год;

2. Облигации российского внутреннего выигрышного займа 2005 г. выпущены 1.10.2005 г. сроком на 10 лет. Номинал — 500 и 1000 руб. Доход выплачивается в форме выигрышей из расчета 30 % в год. В течение 10 лет предусмотрен выигрыш 32 % всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу;

3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации. (ГКО) Выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3, 6, 12 мес. Размещение ГКО происходит с дисконтом — а погашение по номинальной стоимости;

4. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 2007 г. для компенсации валютных средств предприятий, находящихся на счетах вл ВЭБ. Облигации выпущены в бумажной форме с номиналом в 1000, 10 000, и 100 000 долл. в виде семи серий со сроками погашения 14 мая 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. По облигациям начисляется 3 % годовых. Один раз в год при предъявлении купона;

5. Облигация государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ — ПК) — выпускается в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 тыс. руб. Рыночная стоимость определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом;

6. Облигации Государственного сберегательного займа являются государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении. Срок обращения 1 год. Номиналы — 100 и 500 руб. При этом каждая облигация имеет 4 купона.

Государственный внешний долг — заемная деятельность государства на внешенем рынке.

На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям выступает в качестве заемщика. Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона.

Читайте также:  Как рассчитать процент от суммы займа калькулятор

Размер государственного долга РФ по состоянию на 1.11.2010 г. представлен в таблице 1.

Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

Заемные средства привлекаются не только частными лицами, предприятиями, но и органами государственной власти. Форма кредитования, при которой государство выступает заемщиком или поручителем, называется государственным займом.

В качестве кредиторов могут выступать физические, юридические лица или другие страны. Сумма долга по таким займам входит в общий государственный долг.

Государственные займы позволяют более эффективно перераспределять средства между отраслями экономики. Такие заимствования сегодня играют важную роль, так как позволяют обеспечить реализацию крупных проектов, а также служат одним из источников наполнения бюджета.

Среди основных функций государственных займов можно выделить:

  • погашение дефицита бюджета, не связанного с инфляционными процессами;
  • мобилизация временно свободных средств для эффективного их использования и удовлетворения потребностей страны;
  • регулирование экономики и денежно-кредитной системы.

Также можно выделить и контрольную функцию государственных кредитов, так как в процессе реализации кредитных программ возникает необходимость в контроле распределения средств и целевого их использования.

Государственные займы классифицируются по разным признакам, среди них можно выделить основные.

  • центробанка;
  • правительства;
  • местных органов исполнительной власти.
  • внешние — привлечены за пределами страны;
  • внутренние — привлечены внутри страны.
  • эмиссия ценных долговых бумаг;
  • заключение кредитного договора.

Выпуск государственных ценных бумаг — одна из наиболее распространенных форм. В зависимости от того, на какой период выпускаются эти бумаги, они делятся на кратко-, средне- и долгосрочные. По краткосрочным период обращения не превышает года, по среднесрочным — от 1 до 5 лет. Долгосрочные эмиссионные ценные бумаги выпускаются на срок более 5 лет.

У государства имеется большое количество возможностей для привлечения заемных средств. Оно создает максимально комфортные условия для инвесторов и предоставляет твердые гарантии. Поэтому кредитование государства привлекательно для многих кредиторов. И хотя такая форма кредитования не приносит высокий доход, риск потерять свой капитал практически нулевой.

Государство может брать деньги в долг для удовлетворения собственных нужд или привлекать инвесторов для кредитования серьезных проектов. При этом оно может выступать не только заемщиком, но и поручителем.

Если с одной стороны государственные кредиты способны принести немало пользы, с другой — они требуют особенного контроля. Это касается каждого этапа, начиная от привлечения средств и заканчивая погашением задолженности.

При привлечении государственных займов руководствуются двумя принципами:

  • стоимость заемных средств должна быть минимальной;
  • государственные долговые бумаги одни из самых стабильных.

Дополнительно для проведения сделки по выдаче государственного займа должно быть соблюдены следующие условия:

  • кредиторы доверяют государству;
  • наличие достаточной суммы свободных средств у кредиторов;
  • заинтересованность инвестора в кредитовании государства;
  • возможность погасить кредит своевременно и в полном объеме;
  • гарантии для инвестора.

На практике основными условиями являются наличие свободных средств и заинтересованность в проекте. Кредиторы доверяют государству больше, чем другим заемщикам. Кроме того, государство дает весомые гарантии, что позволяет минимизировать риск.

Погашаются государственные займы за счет поступлений в бюджет, сокращения расходов, получения дохода от инвестирования и других видов деятельности. Управление государственным долгом является одной из важнейших задач Центробанка и государственных органов. Оно включает в себя выбор инструментов для погашения долга, поиск дополнительных ресурсов или источников дохода для снижения уровня государственного долга.

Adblock
detector