Что происходит с автокредитами

Общая картина по банковской системе РФ в 2015 году совсем не радует. В первую очередь, это относится к кредитной активности финучреждений в розничном секторе, к качеству кредитных портфелей банков. Позитивные показатели падают, негативные растут. Это касается всех видов займов физлицам. Автокредиты — совсем не исключение.

Среди главных экономических показателей, оказавших отрицательное воздействие на рынок автокредитов можно отметить:

  • курс рубля;
  • рост цен (инфляция);
  • сокращение реальных доходов населения;
  • уменьшение числа работающих банков.

Все импортные товары выросли примерно на столько же, т.е. в 2 раза. Памятуя о том, что патриотизм подавляющего большинства соотечественников заканчивается именно тогда, когда они выбирают между российским авто и иномаркой, сжатие авторынка в 2015 году стало неминуемым. Включая и его кредитный сегмент. На машины зарубежного производства резко прыгнули цены, а доходы, увы нет.

2. Официальная инфляция уверенно обозначается только двузначным числом. На сентябрь 2015 г., по данным Банка России — 15,7%. Другими словами, потребительские цены с сентября прошлого года по сентябрь текущего выросли на 15,7%. И это очень официальная и очень-очень усредненная картина. Импорт, как отмечено выше, никак не может уложиться в рамки 15-16% за год.

Зарплаты россиян за те же январь-май 2015 года упали почти на 9%. Число официальных безработных с мая 2014 по май 2015 выросло на 13,5% (центр Сулакшина). Какие уж тут покупки машин.

4. Да, собственно, и число кредиторов ощутимо уменьшается, а оставшиеся очень придирчиво осматривают потенциальных заемщиков. По статистике Банка России с 01.01 по 01.10 число действующих банков уменьшилось с 783 до 714. Почти на 9%. И это только за 9 месяцев!

Первая диаграмма иллюстрирует ежемесячное падение объема проданных машин, по отношению к аналогичному месяцу прошлого года:

В абсолютном выражении число реализованных автомобилей выглядело следующим образом:

Здесь минимумы наблюдаются в январе и мае.

Инфографика от Автостата дает следующую картину покупок новых авто россиянами за 9 месяцев 2015 года:

Общая выручка первых трех кварталов этого года составила около 1,3 трлн р., что на 21% ниже, чем за аналогичный период 2014 года.

Главная тенденция авторынка 2015 — его непрерывное сокращение. Не помогают даже льготные программы кредитования с участием государства.

Читайте также:  Может судебные приставы забрать машину в автокредите

Национальное бюро кредитных историй сделало срез по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону за третий квартал.

Автокредитная активность в Северной столице упала на 6,4% по сравнению с предшествующим периодом. В кредит было приобретено 8800 авто. Объем займов составил 5,65 млрд р. Уже Автостат дает информацию, что если во втором квартале текущего года в кредит в регионе было куплено 41,2% реализованных авто, то в третьем — только 37,5%.

Помимо замедления темпов выдачи автозаймов, есть еще одна причина падения банковских показателей. Официальные дилеры крупнейших автопроизводителей предлагают финансовые программы материнских компаний. Очень часто, их условия выгоднее, чем в банках.

Оживить процесс была призвана программа льготных автокредитов с участием государства.

Ее основные условия выглядят так:

  • валюта —рубль;
  • максимальная ставка равна ключевой ставке ЦБР РФ + 10 процентных пунктов, с 3 августа 2015 года — 11+10=21% годовых;
  • размер государственной субсидии по кредитной ставке составляет 2/3 ключевой ставки ЦБ, т.е. 2/3*11=7,33% годовых;
  • таким образом, ставка для автозаемщика по госпрограмме не должна превышать 21-7,33=13,67% годовых;
  • кредитуется покупка авто только 2015 года выпуска;
  • минимальный первоначальный взнос — 20%;
  • масса машины — до 3,5 тонн;
  • ее стоимость — не более 1 млн р.;
  • срок займа — до 3 лет.

Действие программы заканчивается 31.12.2015 года.

Условия достаточно привлекательные, если вы нацелились на приобретение недорогого и относительно небольшого автомобиля 2015 года производства. Если нет — эта программа не для вас.

Ниже приведен обзор по минимальным ставкам автокредитов (*) в четырех банках, активных участников рынка автозаймов.

Введя два параметра займа — начальный взнос и срок в калькулятор автокредита 2015 от ВТБ 24, на выходе вы получите сумму кредита и размер ежемесячного платежа.

Выдаст кредит на приобретение нового транспортного средства под 18,5% годовых. Участники зарплатных проектов банка могут претендовать на скидку в 0,25% годовых. Первоначальный взнос — от 10%. Срок займа — до 5 лет.

Автокредит от крупнейшего частного банка России можно получить по ставке от 21,49% годовых, на сумма до 3 млн р., с начальным взносом от 15%. Это для заемщиков, идущих на общих основаниях.

Для тех, кто получает зарплату на карту Альфа Банка условия привлекательнее. Минимальная ставка 17,99% годовых, взнос от 15%, максимальная сумма 5,6 млн р.

Читайте также:  В чем разница между лизингом и кредитом на авто

Банк также участник льготный госпрограммы. Так что ставки могут быть снижены на 7,33% годовых.

Директор филиала БКС Премьер в Волгограде Алексей Рожин:

«Пока существенного влияния на авторынок программа льготного автокредитования не оказала. В апреле по программе было реализовано чуть более 19 тыс. автомобилей. При этом общий объем продаж новых автомобилей в России за месяц составил 132,5 тыс. автомобилей.

Спрос на автомобили заметно снижается. В апреле спад продаж произошел как по отношению к марту, так и по отношению к апрелю 2014 года (-41,5%). Мы прогнозируем дальнейшее снижение продаж новых автомобилей, по итогам 2015 года они могут сократиться на 20-25%. Следует также учитывать, что в условиях наступившей в экономической сфере нестабильности все больше россиян отказываются от оформления крупных кредитов.

Итак, Центробанк поднял ключевую ставку с 10,5% до 17%. Столь резкого увеличения мы не видели с 1998 года, когда 27 мая регулятор поднял ее с 50% до 150%! Правда, всего на неделю, но как видим, нынешние колебания в сравнении с 90-ми годами еще далеки от драматизма.

Повышение ставки должно было осложнить жизнь валютным спекулянтам и замедлить обесценивание рубля, но по факту за день национальная валюта обрушилась более чем на 8%. Минувший вторник уже прозвали «черным» для рубля. Курс к закрытию торгов 16 декабря составлял 64,4455 руб. за доллар и 78,8715 руб. за евро.

Автосалоны на несколько дней начали останавливать продажи из-за ожидания коррекции цен на продукцию. По данным РБК, паузу взяли Major Auto и «Авилон». Сразу после заявления финансового регулятора часть населения ринулась в банки, чтобы успеть «выдернуть» свои сбережения с вкладов и взять кредит по прежним процентным ставкам.

Ранее, когда ставка ЦБ составляла 10,5% годовых, процентная ставка по несубсидированным государством полным автокредитам начиналась от 16,5%. Это объясняется тем, что для нормального функционирования и получения прибыли банку необходимо добавлять 4-10% к ставке ЦБ, в зависимости от степени риска невозврата денег.

Если следовать этой простой логике, то при ставке ЦБ в 17%, минимальная ставка по автокредитам составит 21,5% и, с учетом роста стоимости самих автомобилей, запчастей и сервисного обслуживания, превратит машину в предмет роскоши.

Читайте также:  Автокредит кто собственник

Эксперты утверждают, что предельная ставка по залоговым кредитам не должна превысить 20,32% на новые машины и 31,2% — на подержанные. Однако, если рост ставок составит 3-5 пунктов, о продаже автомобилей в кредит можно будет вообще забыть, т.к. кредиты станут неподъемными для потребителей.

А тут надо отметить, что с кредитами не все в порядке уже давно. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), с января по июнь 2014 года банки выдали 392 тыс. автокредитов, что на 18,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем займов на покупку автомобилей, полученных гражданами за первые 6 месяцев текущего года, сократился на 9,3% до 221,539 млрд руб.

ведущий аналитик агентства «Автостат»

«На рынок по-прежнему оказывает негативное воздействие российская экономика, торможение которой началось еще в прошлом году. В 2014 году мы ожидаем снижение рынка новых легковых автомобилей на 11–12% до 2,3 млн единиц. Что касается 2015 года, то рынок может просесть еще ниже — до 30%».

Во все времена на кредитование возлагали надежды как на главный инструмент продаж. Ситуацию 2014 года на российском авторынке производители пытались сгладить с помощью льготных кредитов с банками-партнерами. В итоге потребитель мог купить машину под 10-12% годовых в зависимости от марки.

Теперь же к льготному наверняка отнесут заем под 18%. Другое дело, что программу субсидирования кредитов отменить хотели с 1 января 2015 года, но фактически пересматривать проценты на «плавающие» кредиты начали сразу после изменения ставки ЦБ.

Теперь попробуем применить цифры к живому примеру. Mazda CX-5 2.0AT 2WD Active стоимостью 1 114 500 рублей предлагалась по специальной кредитной программе сроком на 2 года: 12,5% при 50-процентном первом взносе. При единовременной плате 557 250 рублей покупатель оставшиеся 2 года платил в месяц по 26 362 рублей. При новой ставке в 25% выплаты достигнут 29 300 рублей.

И это при прежней стоимости автомобиля! Которая совершенно точно вырастет, в отличие от зарплат. Спрогнозировать, насколько подорожают машины с нового года, эксперты не могут. По оптимистичным данным, рост составит 25-27%.

Adblock
detector