Есть ли база кредитных автомобилей

После создания базы данных электронного реестра кредитов на движимое имущество любой желающий получить информацию об автомобиле (например при его покупке) сможет узнать ее без особых проблем.

Проект Федеральной нотариальной палаты, который проходит сейчас тестовый режим, начнет работу уже в скором времени. Информация о первых кредитных автомобилях появится в реестре в ближайшие дни.

Необходимость в подобной базе стала очевидна уже давно. Схемы мошенничества в которых продавец автомобиля с невыплаченным кредитом намеренно терял техпаспорт, со стоявшей в нем отметкой о залоге, ехал в ГИБДД, и получал чистый дубликат ПТС без печатей банка. Узнать покупателю, что это залоговый автомобиль было довольно проблематично.

Покупатель приобретший такой автомобиль чаще всего признавался добросовестным покупателем. По закону сделка совершалась без нарушений, суд таким гражданам ничем помочь не мог.

Несмотря на то, что вносить данные в эту базу банки не обязаны, создатели реестра убеждены, что в интересах кредиторов наполнять его информацией о движимом имуществе. Так как вернуть автомобиль занесенный в базу данных по требованию банка без судебных разбирательств будет невозможно.

Зарегистрировать уведомление можно будет за 300 рублей, выписка из базы данных обойдется в 100 рублей.

Норма закона, по которой официальные уведомления поступившие в реестр приобретут юридическую силу, начнет действовать с 10 января 2014 года.

Насколько такая база будет достоверной и будут ли в нее вносить данные покажет время. Пока же можно с уверенностью сказать, что все же это лучше, чем ничего.

Если верить статистике, в 2014 году количество автомобилей, приобретаемых в кредит, перевалило за 50%. Хорошо это или плохо мы судить не беремся – у автокредитования есть как свои плюсы, так и свои минусы, однако сегодня мы говорим о ситуации на вторичном рынке.

При таком количестве автомобилей, купить тот, за который первый владелец еще полностью не расплатился очень просто. А это плохо, потому что по сложившейся в России судебной практике новый владелец не считается добросовестным покупателем и в случае чего машину у него изымут. Он, конечно, будет иметь право обратиться с претензиями к прошлому владельцу, но того, во-первых, еще нужно найти (а те, кто продается автомобиль в кредите, делают это не просто так), во-вторых, доказать, что уплатил за машину именно такую сумму, истинную цену в договорах купли-продажи указывают далеко не всегда.

В общем, кредитный авто покупать, очевидно, не стоит. Но как уберечь себя от этого? Сегодня в России это сделать можно лишь по косвенным признакам – дубликат ПТС, подозрительный продавец, малый возраст автомобиля, но нет никакой гарантии и уверенности. В западных странах, например в США (где, кстати, количество автомобилей, покупаемых в кредит, еще выше), проблему решили очень просто – есть общенациональные базы данных, в которых содержится вся информация. Это знаменитые Carfax и Autocheck. За небольшую сумму будущий автовладелец может получить об автомобиле много различной информации, в том числе и по кредиту если он был.

Читайте также:  Как купить авто в кредит гражданину россии в белоруссии

Мечты российских автомобилистов о чем-то подобном начинают сбываться, пусть пока не по всем аспектам эксплуатации, а только по кредитам. С 1 июля 2014 года у водителей появится доступ к специальному реестру, в который будут заноситься машины, купленные в кредит.

Как вообще будет работать этот реестр? Наполнение базы началось в конце прошлого года и идет полным ходом. Новые автомобили, купленные в кредит в этом году, должны быть в базе. Как они туда попадают? Банк или иной кредитор после заключения договора на покупку автомобиля в кредит вносит через любого нотариуса Российской Федерации сведения о заложенном автомобиле в реестр.

Любопытно, что по желанию автовладелец может запросить не только статус автомобиля, но и подробности, в том числе и кому он принадлежит. Но такую информацию в интернете предоставлять не будут. Для этого нужно лично явиться к любому нотариусу РФ, кроме того эта услуга уже будет платной. Впрочем, в большинстве случаев это лишняя информация. Если автомобиль в залоге – это уже повод отказаться от покупки, даже не зная дополнительных данных.

Авторы проекта придумали очень интересный стимул заставить банки вносить информацию об автомобилях в реестр, ведь только тогда можно будет добиться того, чтобы в нем содержалась свежая и актуальная информация. Просто заставить банки делиться информацией – не вариант (хотя кредитным организациям тоже выгодна эта система), поэтому сделано хитрее.

Внесение сведений в реестр дело добровольное, закон не принуждает к этому ни залогодателя, ни залогодержателя. Но статьей 352 Гражданского кодекса установлено, что в случае возмездного приобретения заложенного имущества лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что имущество является предметом залога, залог прекращается. То есть при отсутствии сведений в указанном реестре, который, по сути, будет выполнять роль открытой информационной площадки, банк потеряет предмет залога в случае его продажи. Менеджер забыл внести информацию о проданном в кредит авто? Все – банк не сможет выдвигать требования человеку его купившему, так как тот теперь будет считаться добросовестным приобретателем. С другой стороны, если человек приобрел залоговый автомобиль, сведения о котором значатся в реестре, он лишится как автомобиля, так, вероятнее всего, и потраченных на его покупку средств.

Читайте также:  Как банки обманывают при автокредите на

В общем, и банки, и покупатели подержанных авто должны от появления подобного ресурса только выиграть. В проигрыше может остаться первый владелец машины, возможно, ему будет чуть сложнее продать свой автомобиль. Не совсем понятно, как в системе реализован механизм выхода из залога. Понятно, что банк при первоначальной заявке указывает срок кредитования, и весь этот срок автомобиль считается в залоге. Но можно представить себе ситуацию, что покупатель досрочно погасил кредит и хочет быстро продать автомобиль. Сделать ему это будет трудно, ведь в реестре он будет до сих пор числиться как кредитный. Банки наверняка могут вручную корректировать статус машины, но в отличии от первоначального внесения данных стимула делать это оперативно у них уже нет.

Несмотря на это реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества одно из самых толковых нововведений в автомобильной жизни страны в последнее время. Система его функционирования выглядит продумано и может решить проблемы, которые возникают при покупке кредитных авто. А тем, кто покупает подержанные автомобили (в том числе и через наш сайт), остается с 1 июля не забывать проверять понравившийся автомобиль в базе данных по VIN-коду. Если его там не будет, покупать можно смело.

С каждым годом в нашей стране всё больше автомобилей приобретается в кредит. В такой ситуации очень просто купить кредитный автомобиль, не зная об этом. И новый владелец становится недобросовестным покупателем поневоле, а значит, авто могут изъять. Деньги же вернуть, скорее всего, не удастся. Можно попытаться найти прошлого владельца, но здесь есть определённые трудности:

  • Его непросто найти, учитывая, что этот человек точно знает о нахождении его автомобиля в залоге у банка.
  • Нужно доказать, что заплачена именно та сумма, о которой идёт речь (по договору купли-продажи и в ПТС сумма не всегда совпадает с фактической, часто она указывается меньше).
  • ПТС на кредитный автомобиль банк должен оставлять себе. Однако никто не мешает собственнику обратиться в отделение ГИБДД с заявлением о потере ПТС и получить его копию.
  • Конечно, в ГИБДД есть сервис, где по VIN-коду можно узнать историю машины (есть ли запреты и ограничения на изменение прав собственности). Только вот работает он только не везде и кредитная история машины в этой базе не отражается.
  • Можно также подать заявление в суд. Однако не факт, что у ответчика будут деньги для погашения долга.

Безусловно, копия ПТС при продаже автомобиля должна насторожить. Но как удостовериться в факте, что авто точно не заложен в банке?

Для определения того, является ли авто кредитным, нужно только ввести VIN-код либо номер ПТС. Поскольку эти сведения персональных данных не требуют, верификация пользователя необязательна. Процедура эта хлопотная.

Онлайн-база данных кредитных автомобилей, находящаяся в открытом доступе, может быть для таких ситуаций очень полезной. Соответствующий закон разрабатывался в Российской Федерации уже давно и начал действовать с января 2014 года. Саму же базу кредитных авто запустили в 2014 году. Это стало одной из самых значимых новостей для автомобилистов. База доступна с июля этого года.

Читайте также:  Как правильно оформить кредит на машину

В соответствии с вступившим в силу законодательным актом создан и начал действовать Единый электронный реестр регистрации уведомлений о залогах движимого имущества. Составляет эту базу данных о кредитных авто Федеральная нотариальная палата. Сейчас именно нотариусы ответственны за защиту покупателей от автомошенников с кредитными машинами.

Заполнение реестра началось ещё в прошлом году. Все новые автомашины, приобретённые в кредит в этом году, уже должны быть в реестре кредитных машин. Каким же образом автомобили попадают в эту базу:

Принудить банк вносить необходимые данные в реестр нельзя, хотя подобный сервис выгоден и самим банкам. Дело это добровольное. Поэтому разработан интересный механизм стимулирования.

Согласно 352 статье Гражданского кодекса при приобретении заложенного имущества лицом, не знавшим об этом, залог прекращается. То есть при отсутствии данных в базе, являющейся открытой информационной площадкой, кредитор теряет предмет залога при продаже. Если сотрудники банка забыли внести данные в кредитную базу, то предъявить требования к покупателю банк не сможет. В таком случае покупатель считается добросовестным. Если же данные о заложенном автомобиле содержатся в базе кредитных автомобилей, то покупатель может лишиться и авто и потраченных на его приобретение средств.

Кажется, выиграть от закона и его реализации должны все. Но вопросы остаются:

  1. Как система будет реализовывать процедуру выхода из залога и удаления из этой базы?
  2. Конечно, банк указывает срок кредита. Но если человек погасил его досрочно? Его машина так и будет числиться залоговым у банка? Наверняка есть способ самостоятельной корректировки банком статуса автомобиля. Но сделать это оперативно и быстро у него нет никакой необходимости.

Несмотря на оставшиеся вопросы, ведение базы данных кредитных машин уже считают одним из наиболее хороших решений в автомобильной жизни в стране. Эта система позволяет разрешить проблемы, которые бывают при приобретении залогового авто. При приобретении подержанных машин потенциальному покупателю надо не забыть проверить выбранное авто по VIN-коду в базе кредитных машин. Если автомобиль отсутствует там, то его смело можно покупать.

Adblock
detector