Что такое государственный кредит и управление государственным долгом

Государственный долг РФ определяется как долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами.

Бюджетный Кодекс РФ (ст. 98) определяет формы, в которых могут существовать долговые обязательства РФ:

1) кредиты, привлеченные от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе целевые иностранные кредиты (заимствования) от международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственные гарантии РФ;

5) иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

В отношениях по получению кредитов, ведущих к образованию государственного долга, в роли заемщика всегда выступает РФ или ее субъект в лице уполномоченных органов. Привлечение государством кредитов как дополнительных средств бюджета возможно на основании закона о бюджете. В зависимости от валюты возникновения долговых обязательств полученные РФ кредиты в соответствии с законодательством принято подразделять на внутренние и внешние (ст. 94 БК РФ).

Наибольшее распространение получили облигации федеральных займов (ОФЗ) и государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Кроме них в обращении находятся облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), облигации внешних облигационных займов. Названные виды облигаций имеют разновидности. Так, например, облигации федеральных займов выпускаются с постоянным (ОФЗ-ПД), переменным (ОФЗ-ПК), фиксированным (ОФЗ-ФК) купонным доходом, с амортизацией долга (ОФЗ-АД), а также при условии обязательного хранения в депозитарии либо без такого условия. К иным ценным бумагам относятся, например, товарные долговые обязательства в виде целевых товарных чеков.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

Государство обладает достаточной полнотой прав по управлению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных операций. Управление госдолгом РФ возложено на Правительство РФ либо уполномоченное им Министерство финансов РФ .

Читайте также:  Что значит нефиксированная ставка кредита

Среди мероприятий по управлению государственным (муниципальным) долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие. Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Например, в связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные обязательства (ГКО) по согласованию с их владельцами подлежали обмену на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 гг.). Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа (снижение или повышение процентной ставки дохода). Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.

БК РФ ввел новое понятие – реструктуризация долга , под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный и муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, с иными условиями обслуживания и погашения.

Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающему обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти.

Однако в современных условиях развития экономики государств по рыночному пути эти инструменты не используются, поскольку их применение ведет к нанесению ущерба репутации государства как заемщика.

1) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7 трлн.245 млрд. рублей;

2) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 71,9 млрд. долларов США, или 55,3 млрд. евро;

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 301 | Нарушение авторских прав

Заимствования, предоставленные иностранными государствами могут оформляться в виде кредитов, заимствования на внутреннем рынке осуществляется посредством векселей, облигаций, казначейских обязательств.
Кредиты обладают меньшей ликвидностью, чем ценные бумаги.
Гос.гарантии – правительство гарантирует облигационные займы местных органов власти, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для кап.вложений; займы специализированных кредитных учреждений, финансирование строительства муниципального жилья и объектов социальной инфраструктуры.
Под управлением гос.долгом понимается совокупность действия государства связанного с изучением коньюктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, а также проведением конверсий и консолидации займов.
Способы управления гос.долгом:
1) важную роль в управлении гос.долгом играет вторичный рынок гос.облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Операции на первичном и вторичном рынке осуществляются диллером, среди которых крупные инвестиционные и универсальные банки;
2) погашение займов, выплата процентов по гос.займам за счет бюджетных средств;
3) в ряде стран управление гос.долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита, когда гос.долг достигает определенного лимита, ценные бумаги не выпускаются и государство сокращает свои расходы;
4) государство вправе уточнять первоначальные условия займа, касающиеся доходности займа – называется конверсией.
5) часто государство не изменяя доходности облигации превращает краткосрочные обязательства в средние и долгосрочные – это называется консолидацией гос.долга.;
6) способом решения проблемы гос.долга является банкротство, когда государство аннулирует займ или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.
7) важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется коньюктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.д.
Казначейство, под руководством и в составе Минфина РФ, ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов и долговых гарантий, как внешних так и внутренних, определяет уровень, состав, время и условия выпуска внешних и внутренних займов, включая эмиссию гос. ценных бумаг.
В последнее время контроль в области эмиссии гос. ценных бумаг и управление внутренним гос.долгом осуществляет Минфин РФ и центробанк.
Гос.долг на 1.01.03г. составляет 110,0млрд.рублей.

Читайте также:  Как разделить кредит после развода в рб

Управление госдолгом в широком смысле. Под управлением госдолгом понимается “формирование одного из направлений экономической политики гос-ва, связанной с его деятельностью в качестве заемщика”. Оно заключается не только в общем формировании политики в сфере госдолга, но и в установлении границ гос-й задолженности и целесообразности привлечения дополнительных денежных средств. В узком смысле представляет собой конкретные мероприятия по размещению долговых обязательств, обслуживанию и погашению задолженности.
Основные методы управления внешним долгом:
— консолидация – увеличение срока долга
— реструктуризация – составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением.
— рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;
– конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение гос-го долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий и др.
— секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
– аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации гос-ва как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.
Управление государственным кредитом (в широком смысле) – совокупность действий гос-ва, связанных с обслуживанием и погашением гос-го долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка гос-го кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику. Под управлением в узком смысле понимаются: конкретные действия по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств в гос-ве.
При управлении гос-м кредитом решаются следующие задачи: 1. минимизация стоимости долга для заемщика. 2. недопущение переполнения рынка ценных бумаг долговыми обязательствами гос-ва и резкого колебания их курса. 3. эффективное использование мобилизованных с помощью гос-го кредита средств с одной стороны и контроль со стороны гос-ва за целевым использованием бюджетных кредитов. 4. максимальное решение задач определенной финансовой политикой.
Контроль над использованием кредитных ресурсов возлагается на счетную палату.
Методы управления госкредитом практически такие же, как и методы управления госдолгом:
Рефинансирование,
Конверсия, а так же Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Читайте также:  Будет снижение по кредитам г

Adblock
detector