Платежи по госдолгу не снижаются, а растут, и это серьезная проблема, считают эксперты.
Давление на бюджет, обусловленное долговой нагрузкой, продолжит нарастать. В 2018 году Беларусь должна вернуть кредиторам около 8 млрд рублей. Расходы по обслуживанию госдолга становятся все больше и в нынешнем году увеличатся на четверть по сравнению с прошлым годом.
Как Беларусь будет рассчитываться по долгам
На обслуживание госдолга в 2018 году Беларуси предстоит направить 2,54 млрд рублей. Согласно оценкам властей, эта сумма будет примерно на 25% больше по сравнению с долговым бременем, которое нес бюджет в 2017 году в связи с необходимостью платить проценты по ранее привлеченным заимствованиям.
Расходы на погашение государственного долга в 2018 году составят 5,49 млрд рублей. Таким образом, с учетом платежей по погашению и обслуживанию госдолга Беларусь должна будет вернуть кредиторам около 8 млрд рублей.
Практически все долговые обязательства страны сформированы в иностранной валюте — валютные выплаты по госдолгу власти оценивают в 2018 году в размере 3,8 млрд долларов. Кстати, среднегодовой курс доллар, который заложен в бюджет на 2018 год, — 2,0379 рубля за доллар.
Основные выплаты связаны с долговыми обязательствами перед внешними кредиторами. В 2018 году платежи по внешнему госдолгу составят около 3,1 млрд долларов. Две трети этих денег Беларусь должна вернуть восточным кредиторам.
По информации БелаПАН, в нынешнем году Беларусь должна выплатить России (с учетом обслуживания и погашения долга) 1 млрд 7,5 млн долларов, Евразийскому фонду стабилизации и развития, которым де-факто управляет российский Минфин, — 475,7 млн долларов. Кроме этого, на выплату кредитов банков Китая нужно будет направить 563,4 млн долларов.
Более миллиарда долларов предстоит также выплатить западным кредиторам, в том числе владельцам белорусских еврооблигаций — 936,6 млн долларов, Всемирному банку — 95,3 млн долларов. Показательно, что Международного валютного фонда, который предоставляет дешевые финансовые ресурсы, сегодня нет среди кредиторов Беларуси.
Министерство финансов сейчас руководствуется бюджетным правилом, суть которого сводится к тому, что 75% от суммы погашения основного долга рефинансируется, а 25% выплачивается за счет недолговых источников.
В 2018 году на погашение государственного долга планируется направить поступления от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (486,5 млн долларов), часть валютных остатков (около 1 млрд долларов) бюджета, образовавшихся в связи с размещением в 2017-м еврооблигаций.
Также будут привлекаться новые заимствования для выплаты старых обязательств. В 2018 году планируется новый выпуск на внешнем рынке еврооблигаций на 600 млн долларов, а также новые выпуски бондов на внутреннем рынке на 400 млн долларов.
Кроме этого, в первом квартале 2018 году, как сообщил в декабре в парламенте министр финансов Владимир Амарин, отвечая на вопросы БелаПАН, белорусская сторона ожидает получение последних двух траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, а это еще 400 млн долларов.
Таким образом, в целом понятно, за счет каких источников Беларусь будет рассчитываться перед кредиторами в 2018 году, но совершенно непонятно, говорят эксперты, когда большие платежи Беларуси по госдолгу наконец-то станут снижаться.
Барьер для экономического роста
На 1 декабря 2017 года, согласно последним опубликованным данным Минфина, госдолг Беларуси составлял 39% к ВВП.
Министерство финансов не исключает, что к концу 2018 года данный показатель может увеличиться до 44,5% (об этом говорил министр финансов в декабре, выступая в парламенте). При этом пороговое значение уровня госдолга определено в Беларуси на уровне 45%.
Таким образом, величина госдолга Беларуси может приблизиться к максимальному значению за всю суверенную историю страны.
Эксперты отмечают, что снизиться уровень госдолга может только в случае ускорения роста экономики. За счет роста ВВП уровень долговой нагрузки мог бы снижаться естественным образом. Кроме того, появились бы недолговые источники для того, чтобы рассчитаться по старым долгам.
Белорусские экономисты считают, что страна попала в порочный круг: низкие темпы роста не позволяют снизить уровень госдолга, а высокий уровень долговой нагрузки является препятствием на пути к экономическому росту.
Эксперт разделяет прогнозы многих зарубежных организаций, которые считают, что в ближайшие три-четыре года рост белорусской экономики будет оставаться низким — в районе 2%.
При отсутствии внешних шоков и наличии небольших темпов роста экономики уровень госдолга можно поддерживать на нынешнем уровне (40-45% к ВВП) еще длительное время, предполагает эксперт BEROC.
Из средства массовой информации и других источников можно наблюдать за уровнем жизни в Беларуси. Побывав в этой замечательной стране, многие наши сограждане могли бы только позавидовать белорусам, ведь здесь совершенно другой уровень жизни, примерно как было в СССР, одинаковый для всех уровень заработной платы, государственные предприятия, низкие цены, чего в России, к сожалению, нет. Почему? Возможно, потому что у нашей страны нет рядом государства, у которого можно регулярно одалживать крупные суммы.
В реальности, действительно, долг Белоруссии перед Россией на сегодня достаточно большой. Причем, на текущий момент ситуация уже довольно сложная, впрочем разберем тему по порядку.
Беларусь стала самостоятельным государством после распада Советского Союза в 1991 году. Причем на тот момент она не стремилась набрать внешние долги, чего не скажешь о России. Как известно, в 90-е годы Россия переживала жесткий кризис и сама была до крайней степени закредитована.
Что касается Беларуси, то ее экономика не отличалась высокой степенью развития. Если говорить простыми словами, то республика продолжала жить по принципу хозяйствования. Но с развитием рыночной экономики возникла необходимость привлекать зарубежный капитал постольку, поскольку государство в прежней системе существовать долго не могло.
Таким образом, в начале девяностых годов прошлого века долг Беларуси только начал формироваться, и в 1996 году стремительно вырос в 28 раз, причем с того момента с каждым годом он только продолжал стремительно расти. Сегодня долг Беларуси достигает невероятных размеров. Почему государства не хватает собственных средств? Проблема заключается в основном в том, что все предприятия Республики на 80% принадлежат государство и лишь 20% передано в частные руки. Кроме того, все кредиты, полученные извне, попадают в министерство финансов и вполне могут быть использованы нецелесообразно, то есть не по назначению.
Важно внешний долг Белоруссии составляет 13,5 млрд долларов США.
Таким образом, на начало текущего 2017 года долг Беларуси в среднем вырос на 12,5%. Основными кредиторами Республики являются:
- Российские банки.
- Евразийский фонд стабилизации и развития.
- Китай.
Кстати, это еще не все долговые обязательства в Беларуси, так как она также имеет внутренний долг, в основном, инвесторами являются белорусские банки с российским капиталом. Отсюда можно сделать определенный вывод, чтобы основным внешним донором в Беларуси является Россия.
Что касается выплаты по долговым обязательствам, то ежегодно обслуживание внешнего долга Беларуси обходится примерно в 3 млрд долларов. Так, в будущем году Беларусь должна выплатить России 741,3 млн долларов.
Интересно! Если весь общий внешний долг Республики разделить на каждого его жителя, то каждый из них должен уплатить 1400 долларов США.
Недаром, в современную Беларусь сравнивают с советским союзом, ведь в отличие от многих государств здесь после распада СССР промышленное производство не было передано в частные руки, то есть все производство в Беларуси принадлежит государству, соответственно обслуживается за счет него. Казалось бы, это большой плюс как для государства, так и для его жителей, но это не совсем так, потому что основная проблема состоит в том, что с годами здесь ничего не меняется.
Если рассмотреть ситуацию на простом примере, то для производства Беларусь вынуждена закупать сырье и запчасти у других государств, в частности, у Китая, примерно 80% от готового изделия – это валютная составляющая, то есть та часть, которая была приобретена у внешних поставщиков. А повышать цены на готовую продукцию нецелесообразно постольку, поскольку она обладает низкой конкурентоспособностью.
Таким образом, основная причина дефицита бюджета состоит в экономической модели, которая требует изменения и совершенствования, низкой эффективности работы предприятий и отсутствия экономического роста в достаточном темпе. Ситуацию усугубила девальвация национальной валюты, в результате которой снизилось ВВП в долларовом эквиваленте, а внешний долг, соответственно, увеличился.
На текущий момент Беларусь является не самым ответственным заемщиком в глазах иностранных инвесторов. Но, с другой стороны, некоторые зарубежные партнеры, например, Китай, выделяет средства правительству республики строго на определенные цели, а заемные средства возвращаются после реализации государственных проектов. Здесь Беларусь добросовестно исполнять свои долговые обязательства, и регулярно оплачивает внешние долги. А вот в России дела обстоят несколько иначе постольку, поскольку правительство нашей страны готово пойти на уступки своему ближнему партнеру и предоставить отсрочку или реструктуризацию долга.
Нельзя не отметить тот факт, что Россия является основным партнером государства, ведь большую часть средств Республика получает именно от сотрудничества с нашим государством. В чем именно выгода партнерских отношений, например, Беларусь покупает нефтепродукты в России по сниженным ценам в рублях и за это предоставляет часть готовой продукции. Кроме того, у России и Беларуси прочные торговые связи.
Из всего вышесказанного можно сделать определенный вывод что Россия является основным финансовым донором для Беларуси. Кроме того, наше государство поставляет на территорию республики полезные ископаемые, например, газ. На текущий момент, кстати, долг Белоруссии за газ составляет 600 млн долларов США.
Замминистра финансов Белоруссии Юрий Селиверстов заявил на днях, что Минск рассчитывает на получение очередного транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере $200 млн весной текущего года.
Ранее он заявлял, что финансовая помощь будет оказана в январе или феврале или в первом квартале 2018-го.
Cоглашение о предоставлении Белоруссии кредита из средств фонда было подписано 25 марта 2016 года. Объем помощи – $2 млрд, процентная ставка по кредиту была зафиксирована на уровне 4,06% годовых. Управляет фондом Евразийский банк развития (ЕАБР). И фонд, и банк учреждены странами-членами Евразийского экономического союза. Основным донором ЕФСР является Россия.
Цель кредита — поддержка программы реформ, направленной на создание условий для выхода Белоруссии на траекторию устойчивого роста через повышение качества экономической политики и проведение структурных реформ.
Это уже вторая кредитная программа с ЕФСР. Ранее Белоруссия получала финансирование от фонда, который назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС, по стабилизационной программе 2011-2013 годов на $3 млрд шестью траншами. Но шестой транш в размере $440 млн, который должен был быть перечислен в 2013 году, Белоруссия не получила из-за невыполнения ряда условий.
Кредиты по линии евразийского партнерства – не единственный канал финансовой поддержки Минска со стороны Москвы. В августе прошлого года правительство России одобрило выделение Белоруссии кредита на $700 млн.
Он предназначен для погашения госдолга Белоруссии перед Россией, а также кредитов, полученных в Евразийском фонде стабилизации и развития. Срок погашения кредита составит 10 лет, начиная с 15 апреля 2018 года.
По официальным заявлением, внешний долг сокращается (почти на $1 млрд за прошлый год), внутренний растет. Кроме ЕФСР и правительства России в кредиторах Белоруссии числятся Европейский банк реконструкции и развития, МВФ, банки Китая, Европейская комиссия.
В 2009 — 2010 годах Белоруссия получила от МВФ $3,5 млрд. В 2015 году Минск попросил новый кредит в размере $3 млрд на 10 лет по ставке 2,28% годовых. Однако переговоры с МВФ о новой кредитной линии были приостановлены.
Фонд рекомендует правительству провести реформу управления государственными предприятиями, сделать госсектор более прозрачным и гибким, ограничить поддержку неэффективных госкомпаний и в итоге подготовить госсектор к частичной приватизации.
Вторая рекомендация не менее болезненная для Минска — повысить тарифы ЖКХ. Собственно, эти рекомендации звучат не первый год. Причем не только от МВФ. Аналогичные требования выдвигают и Всемирный банк, и Европейская комиссия.
Белорусские власти признают необходимость реформ. Но решать их теми методами, которые предлагают международные институты, они пока не готовы. Президент Александр Лукашенко видит решение проблем в экономике так: необходимо повысить производительность труда на предприятиях и улучшить корпоративное управление. О том, чтобы закрыть убыточные заводы речи не идет.
Повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги приведет, по мнению президента, к резкому росту задолженности населения. В итоге все равно придется платить государству.
Внешний госдолг Белоруссии, по данным минфина страны, по состоянию на 1 февраля 2018 года составил $15,8 млрд, внутренний — 9,3 млрд белорусских рублей. Пока экономисты считают эти цифры не критичными.
Кроме того, у белорусской экономики есть перспективы для дальнейшего роста, траектория роста госдолга снижается, госбюджет профицитный.
С одной стороны, экономическая ситуация в Белоруссии, действительно, стабилизировалась, отмечают эксперты Центра развития Высшей школы экономики. Инфляция замедлилась до исторических минимумов, на валютном рынке наблюдается чистое предложение валюты за счет населения, а ВВП возобновил рост. Риски по внешнему долгу существенно снизились после того, как Белоруссия дважды привлекла средства по еврооблигациям на общую сумму в $2 млрд.
В 2017 году ВВП Белоруссии увеличился на 2,4%, практически возместив падение в предыдущем году. Инфляция составила 4,6% год к году в декабре, что стало самым низким показателем за последние 20 лет. Промышленное производство прибавило 9,7% год к году, схожими темпами росла и розничная торговля (9,5% г/г), подпитываемая ростом зарплат.
В текущем году власти ожидают рост экономики на 3,5% ВВП. Восстановление экономики и разрешение нефтегазового спора с Россией может позволить агентству Fitch повысить долгосрочный рейтинг Белоруссию до уровня B, то есть, на уровень выше, например, соседней Украины.
Другое дело, что дружба двух государств не может быть такой же, как дружба двух людей. Интересы государств, даже самых близких идеологически, могут заметно отличаться.