Чем отличается государственный займ от государственного кредита

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы, то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие – у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит, он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга. Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ – это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит» бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.
Читайте также:  Где можно купить облигации федерального займа для населения

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.

Управление государственным кредитом.

Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.

Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.

Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них – противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита – один из вариантов разрешения данного противоречия.

Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других.

Читайте также:  Что такое просрочка платежа по договору займа

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, от налогов.

В отличие от налогов государственный кредит имеет:

добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;

возвратный характер, если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма государственного кредита возвращается;

платный характер, т.е. возврат сумм государственных займов идет с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита.

Отличие государственного кредита от банковского заключается в следующем:

Потребность в госкредите определяется прежде всего необходимостью покрытия бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите определяется неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.

Госкредит получают органы власти и управления. Банковский кредит могут получать физические и юридические лица на цели, установленные законом.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как на заимствование средств на более низких уровнях имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций. Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству.

Госкредит используется, как правило, не строго по целевому назначению и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели для обеспечения вещественно-натуральных элементов производства и реализации товаров, работ и услуг.

Экономические интересы участников банковского кредитования (кредитора и заемщика) совпадают. При госкредите интересы участников кредитных отношений обособлены. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экологические, корпоративные и другие обособленные цели, которые в конечном виде имеют экономическую форму, но до получения этого состояния неоднократно трансформируются и видоизменяются.

Если банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы в народнохозяйственном комплексе, то госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении.

Государственный заем — это кредит, в котором одной из сторон является государство.

Происходит это тогда, когда бюджет страны становится мал и не позволяет растрачивать себя на все необходимые нужды, например, поступлений от сборов и налогов недостаточно.

Благодаря займам государство финансирует все свои потребности. В таких случаях займодателями являются физические лица, юридические лица, инвесторы из других государств, другие страны. Такие займы признаны одним из приоритетных элементов финансовой системы.


Основные функции государственного займа это:

В этом случае деньги направлены на воздействие или контроль денежного обращения. Иногда берутся под контроль уровни ставок рефинансирования.

Читайте также:  Как узнать задолженность в займ экспресс

Денежные средства распределяют по различным фондам. Тут действует принцип приоритетности. Благодаря этому деньги появляются там, где это необходимо больше всего.

Деньги используют именно так, как планировалось при их привлечении.


Возможно, Вас заинтересует статья о том, как оформить займ под залог недвижимости, автомобиля и т.д.

Как оформить кредит безработному, читайте в этой статье.

Некоторые свойства государственной ссуды похожи на обыкновенный банковский кредит. Несмотря на это, виды данных займов имеют много различий.

Например, залогом для оформления кредита в банке служат конкретные ценные вещи:

  • акции;
  • различные товары;
  • ценное оборудование.

А обеспечением для государственного кредита служит собственность страны.

Государственный кредит классифицируют по многим признакам.

    Первый признак это эмиссия.

В этом случае данный вид займа определяется по праву выпуска и по месту эмиссии. Также стоит учитывать, что если кредит государства берется наличными, то деньги могут выдаваться как в валюте иностранных государств, так в национальной валюте.

Когда кредит оформляется в иностранной валюте, то кредитором является любой субъект. Выпуск облигаций также считается наличной формой эмиссии. Безналичным типом эмиссии является внесение записей и ведение отчетов о кредите на специальных счетах.

Далее срок, на который оформлен кредит.

Ссуда для страны может быть:

  • краткосрочной (выдается на срок до одного года);
  • среднесрочной (срок оформления до 5 лет);
  • долгосрочной (оформляется на 20-30 лет).


Возможно, Вам будет также интересна статья о том, как оформить беспроцентный займ сотруднику.

Статью о потребительском займе читайте здесь.

Также Вам может быть полезна статья о том, как оплатить кредит через Интернет.

Залоговая форма кредитования является стандартной, где обеспечением является какая-то часть имущества или прибыли государства. Беззалоговая форма займа выдается только тем государствам, которые обладают высоким авторитетом среди остальных. Ведь эти страны гарантируют выплатить кредит точно в указанный срок.

Форма выплаты доходов госзайма.

Доход по ссудам может носить следующий характер:

  • дисконтные выплаты;
  • процентные;
  • беспроигрышные;
  • выигрышные;
  • беспроцентные, их также называют нулевыми выплатами.

В том случае, когда начисление дохода процентное, ставка может быть плавающей либо фиксированной. На плавающую ставку влияют ситуации на финансовом рынке, предложения и спрос по кредитам.


Для погашения обязательств, страна вместе с Центробанком использует все доступные средства. Ведь государству просто необходимо:

  1. Обеспечить должное финансирование значимым для общества программам.
  2. Снизить убытки во время обслуживания кредитов.
  3. Поддержать стабильную политическую систему.

Ввиду этого для выплаты и соблюдения всех вышеперечисленных обязательств используются следующие меры:

  • в срочном порядке погашают госзаймы;
  • обеспечивают стабильным залогом внутренний долг государства;
  • в сторону займодателей осуществляются отчисления;
  • выпускают новые ссуды.

Информацию о государственном займе смотрите в следующем видео:

Adblock
detector