Что такое государственные займы и пошлины

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом для целей уплаты государственной пошлины выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины признаются:

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

обращаются за совершением юридически значимых действий;

выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины. По общему правилу плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:

при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

ответчики, если решение суда принято не в их пользу, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;

при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Размеры государственной пошлины и особенности ее уплаты определены в ст. 333.19-333.34 Налогового кодекса.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены в ст. 333.35-333.39 Налогового кодекса.

Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации;

суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;

физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

уплаты государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено в НК;

возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;

отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина.

Читайте также:  Как формируется кредитная история заемщика

Различают несколько видов государственных займов.

По срокам действиязаймы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погашения.

По субъекту эмиссиигосударственные займы подразделяются на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

В зависимости от субъектов — держателей ценных бумагразличают государственные займы, которые могут реализовываться только среди населения, среди юридических лиц, среди физических и юридических лиц.

По форме выплаты доходовбывают процентные, выигрышные, смешанные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов

Финансы: учеб. доя вузов / под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 204.

Российская газета. 1997. 18 марта. : Российская газета. 1996. 25 апр.; 1998. 6 авг.

175или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.

В зависимости от методов размещениягосударственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 50-х годов; в настоящее время применяется только добровольный принцип размещения государственных и муниципальных займов.

По формезаймы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.

В настоящее время в Российской Федерации выпущено несколько видов государственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991г. был выпущен Государственный-внутренний заем РФ 1991 г. сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тыс. руб. Облигации размещаются только среди юридических лиц, зарегистрированных в территориальных управлениях Центрального банка РФ. Размер дохода — 15% от минимальной стоимости облигации — выплачивается только в безналичном порядке.

К государственным займам относятся и казначейские обязательства, которые представляют собой вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

5ля покрытия бюджетных расходов были также выпущены казначейские векселя — краткосрочные обязательства государства — сроюм на 3, 6 и 12 месяцев, как правило, на предъявителя. Реали-зуюся они в основном среди кредитных организаций по цене них номинальной, со скидкой, а выкупаются — по полной нари-цатиьной цене. Следовательно, доход равняется разнице между ценой погашения и продажной ценой.

Целью заимствований на внешнем рынке также является по-крыие бюджетного дефицита. От имени Российской Федерации осудествлять внешние, заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный феде-ралный орган исполнительной власти. Большую часть внешнего доли России составляют кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов кредиторов.

Читайте также:  Микрозаймы какой процент в день

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы. Не оплачиваются государственной пошлиной ходатайства, жалобы на определения арбитражного суда, которыми не завершается производство по делу, а также заявление о пересмотре дела в порядке надзора.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Государственная пошлина подразделяется на три вида:

Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска.

Простаяпошлинаразмер имеет фиксированный в законе размер.

Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и в соответствии с ценой иска.

Государственная пошлина взимается по искам имущественного характера пропорционально цене иска. По остальным искам и заявлениям неимущественного характера государственная пошлина взимается в твердой сумме.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражном суде, уплачивается в следующих размерах (ст. 333 21 НК РФ).

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;

от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 4 000 рублей;

3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 200 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 4 000 рублей;

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 4 000 рублей;

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 2 000 рублей;

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 2 000 рублей;

9) при подаче заявления об обеспечении иска — 2 000 рублей;

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 000 рублей;

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 2 000 рублей;

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

Читайте также:  Что такое общие условия договора потребительского займа

13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) — 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей;

14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 200 рублей;

для организаций — 4 000 рублей.

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы в рублях в банки (их филиалы).

Ино­странные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

Допускается уплата государственной пошлины за истца (заявителя) другим лицом.

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением и квитанцией только с подлинной отметкой банка, которые приобщаются к материалам дела.

Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения.

В частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону.

2) возвращения заявления, жалобы и иного обращения судом;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Непосредственно в АПК предусмотрены два основания для возвратапошлины:

Во-первых, если заявление или жалоба, оплаченные государственной пошлиной, не поступили в арбитражный суд.

Во-вторых, при утверждении арбитражным судом мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Согласно НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует иметь в виду правила НК, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику. Поэтому при наличии, например, какой-либо недоимки сумма излишне уплаченной пошлины может быть направлена на погашение недоимки.

Арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер. В этом праве арбитражного суда проявляется необходимость обеспечить доступ к правосудию для лиц, которые в силу самых разных причин не в состоянии уплатить государственную пошлину в полном размере в момент возникновения необходимости реализации своего права на судебную защиту.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по отдельному письменному ходатайству заинтересованной стороны или может быть изложено в иске.

В ходатайстве должны быть приведены обоснования, свидетельствующие, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере с приложением документов подтверждающих это состояние.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Adblock
detector