Что такое государственный займ в ссср

Государственный заем денег в Советском Союзе имеет непростую историю. Правительство предлагало гражданам оказать стране посильную помощь, обещая со временем вернуть вложенные средства, нередко с процентами. На практике все оказалось иначе.

К внутренним займам советское руководство обращалось неоднократно, будь-то индустриализация , война или просто период застоя. В правительстве всегда были уверены: народ не откажет одолжить свои сбережения.

Конечно, многие свято верили, что давая государству взаймы, они исполняют свой гражданский долг, другие искренне надеялись обогатиться, а третьи воспринимали это как принудительную меру.

Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, львиная доля из них – до 1957 года. Именно тогда программа принудительных займов стала давать сбой. Историки называют внутренние займы едва ли не самой удачной госинвестицией в СССР. Ведь затраты на дизайн, полиграфию и распределение облигаций окупились сторицей. В период с 1923 по 1957 годы советское государство получало от займов доход примерно такой же, какой приносили другие налоги и сборы. Только до 1925 года в принудительные займы было вложено не менее 14 млн. руб. частного капитала.

А что же народ? Количество желающих помочь государству только росло. Если в 1927 году на госзаймы было около 6 млн. подписчиков, то в 1941 году их стало уже 60 млн.

Среднестатистиче ский гражданин СССР в год занимал стране сумму эквивалентную 2-3 зарплатам, государство в ответ отдавать обещанные деньги не торопилось, продлевая долгожданный срок погашения ценных бумаг.

К 1917 году старые акции и облигации утратили свою юридическую силу. Советское правительство аннулировало дореволюционные долги, на что западные банкиры отреагировали отказом в кредитах молодому государству. Бюджетные дыры решили латать за счет населения.

Но если городское население имело наличные деньги, то, что взять с сельских жителей? Естественно, продукты. В 1922 году государство выпустило первый краткосрочный хлебный заем, номиналом в 10 млн. пудов ржи, за ним в 1923 году последовал и сахарный.

В 1924 году стала приносить свои плоды денежная реформа, и натуральный заем был отменен.

Первое время, когда пропагандистская машина госаппарата не была отлажена, приходилось принуждать граждан расставаться с кровно заработанными деньгами. Делалось это в рассрочку, через сберкассы. Позднее механизмы изъятия денег стали более гибкими. Так появились 6% выигрышные облигации (возврат денег сверх номинала) для комиссионеров, подрядчиков и прочих частных предпринимателей , разбогатевших в годы НЭПа.

Чтобы обеспечить высокую доходность советские экономисты повышали ставки облигаций до 12%. Популярностью также пользовались ценные бумаги, предоставлявшие держателям дополнительные льготы. Под залог таких облигаций можно было получить банковских ссуды или использовать их для уплаты налогов.

В 1925 году чиновники решили, что пришла пора размещать государственные займы на добровольной основе. Чтобы стимулировать к ним интерес владельцев частных капиталов, купленные ранее билеты разрешалось продавать без ограничений. Вдобавок состоятельным гражданам полагалась льготная ссуда на покупку облигаций в размере 70%. Благодаря этим мерам, по подсчетам историков и экономистов, в карманы населения вернулось около полутора десятков миллионов рублей. Когда государству займы стали обходиться слишком дорого, подобная практика прекратилась.

Уже к октябрю 1929 года долг государства по займам составлял 1,9 млн. рублей – 1/3 всего внутреннего долга страны. В 1936 году в СССР по госзаймам фактически был объявлен дефолт, и правительство пошло на непопулярные меры: облигации 8-процентных займов принудительно были обменены на 3-процентные, погашение которых отсрочили на 20 лет.

Жертвовать снова пришлось деньгами. Несмотря на то, что послевоенный рубль девальвировался фактически в 10 раз, индексации по займам не проводились. Вместо этого был произведен обмен облигаций выпущенных до 1947 года по щадящей формуле: 3 старых – 1 новая.

Читайте также:  Микроклад займ кому дают

С 1946 по 1957 год было выпущено пять тиражей 20-летних облигаций, выручка от которых шла на восстановление и развитее народного хозяйства. Доход по ним выплачивался только в виде выигрышей, как по лотерейным билетам. Все займы фактически имели принудительный характер, хотя в официальных публикациях утверждалось обратное.

Несмотря на постоянные конверсии и несоблюдение сроков погашения ценных бумаг и выплат по ним процентов в конце 1950-х годов сложилась ситуация, при которой текущие бюджетные расходы по выпуску и обслуживанию всех госзаймов превысили предполагаемую от них доходность.

Разновидность кредитных отношений, в которых государство (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором. Обычно З. г. выпускаются в денежной форме, хотя иногда (при обесценении денег) они выпускались в натуральной форме и погашались продуктами. З. г. бывают краткосрочные (текущие) со сроком погашения до года, среднесрочные (от года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). По видам доходности различают З. г. процентные (их держатели получают твёрдый доход по фиксированной ставке) и выигрышные (по которым доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения. Размещаются З. г. по подписке среди населения, через банки или сберегательные кассы, путём продажи на бирже и с аукциона. По месту размещения З. г. делятся на внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или какой-либо третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать в выпустившей их стране иностранные граждане (общества), и наоборот, облигации внешних займов часто скупаются за границей выпустившим их государством или его гражданами и возвращаются в страну-должник (репатриация займов). Размер внешнего долга определяется стоимостью облигаций всех займов данной страны, размещенных среди иностранных держателей.

Социальное содержание З. г. как способа привлечения денежных средств на покрытие государственных расходов определяется природой и функциями данного государства. В докапиталистических формациях З. г. Впервые появились в рабовладельческом обществе и применялись главным образом при чрезвычайных обстоятельствах. При капитализме З. г. — основная форма функционирования государственного Кредита. Буржуазное государство за сравнительно короткий срок мобилизует с помощью займов крупные денежные средства. Обычно З. г. носят добровольный характер, т. е. буржуазное государство предлагает капиталистам выгодное помещение капитала. В принудительном порядке займы капиталистических государств размещаются в случае сильного расстройства финансовой системы. Принудительные займы возникли в период зарождения капитализма в Италии, часто применялись в 15—18 вв. Они ведут к подрыву государственного кредита, поэтому своё значение постепенно утрачивают. После 1-й мировой войны 1914—18 принудительные займы выпускались в ряде западно-европейских стран в связи с расстройством государственных финансов; во время

При империализме, особенно в период общего кризиса капитализма, З. г. используются для финансирования расходов хронически дефицитных государственных бюджетов, что связано с милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн, содержанием разбухшего государственного военно-полицейского аппарата. За годы 1-й мировой войны США за счёт З. г. Покрыли 61%, Великобритания 68%, Франция 81%, Германия 84% всех государственных расходов, а за годы 2-й мировой войны — США 54%, Великобритания 50%, Германия 61%, Япония 58%. Прибегая к З. г., буржуазное государство неизбежно увеличивает Государственный долг. Внешние займы, способствуя вывозу и приложению за границей относительного избытка капитала, являются для стран-кредиторов орудием захвата рынков сбыта и источников сырья в государствах-заёмщиках. Вывоз капитала за границу монополиями объясняется прежде всего более высокой нормой прибыли (См. Норма прибыли) в экономически отсталых странах по сравнению с нормой прибыли в развитых странах, а также политическими и военно-политическими целями. С развитием государственно-монополистического капитализма в роли кредитора всё чаще выступает буржуазное государство. Рост внешней задолженности приводит к усилению экономической и политической зависимости страны-заёмщика от страны-кредитора, прежде всего от мирового кредитора — США, что особенно характерно для периода после 2-й мировой войны. Внешние займы американского империализма превратились в прямое средство экспансии, агрессии и международной реакции.

Читайте также:  Как вернуть долг по договору займа заверенному у нотариуса

Тяжесть З. г. в капиталистических странах падает на трудящихся, т.к. источником их погашения и уплаты процентов по ним являются средства, изымаемые у массового налогоплательщика. В то же время капиталисты в виде процентов получают подавляющую часть гарантированных доходов. Поэтому через займы, как и через налоги, происходит перераспределение национального дохода в интересах эксплуататорских классов. В. И. Ленин указывал, что, обогащаясь за счёт возрастающей прибыли от З. г., финансовый капитал облагает всё общество данью (см. там же, т. 27, с. 349—50).

З. г. в социалистических странах, в отличие от займов в капиталистических странах, имеют своим назначением мобилизацию временно свободных денежных ресурсов для хозяйственного и культурною строительства за счёт трудовых сбережений широких слоев населения. В З. г. в СССР помещались до 1963 также стабильные остатки вкладов (См. Вклады) в сберегательных кассах. Производительное назначение, массовый характер, использование средств в интересах всего народа — характерные черты З. г. социалистических государств.

Однако ни один из респондентов не вспомнил о кредитах, а ведь они были и во время СССР. Давайте вспомним, какие кредиты в СССР выдавались населению.

КРЕДИТЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. КАК, КОМУ, НА КАКИЕ НУЖДЫ, ПОД КАКИЕ ПРОЦЕНТЫ

При этом минимальная сумма первого взноса составляла всего 50 рублей, после 1985 года она была увеличена до 100 рублей.

Кроме того, оформить в рассрочку можно было все, что угодно, начиная от деталей одежды и заканчивая крупногабаритной техникой, мебелью и автотранспортом.

Для оформления рассрочки потенциальным заемщикам нужно было предоставить следующие документы:

  • Оригинал справки с места работы о заработной плате за последние 3 месяца (начиная с 1985 года – за последние 12 месяцев);
  • Оригинал ходатайства профсоюзной организации;
  • Оригинал чека об оплате 25% от стоимости товара, приобретаемого в рассрочку (если же сумма товара превышала 3000 рублей, то оплата составляла 50% от его стоимости).

Остальную сумму стоимости товара в рассрочку клиенты банка могли выплачивать в течение полугода (при более длительном сроке – до 3-4 лет). Торговая же организация, торгующая в рассрочку, получала за каждый приобретенный клиентом товар – 2% от суммы.

Иногда для того, чтобы заработать на первый взнос и оформить государственный кредит в СССР, люди продавали старые или вышедшие из моды вещи. Например, можно было купить новый телевизор за 750 рублей, продав старый за 50 рублей. А некоторые магазины практиковали своего рода бартер с доплатой. Клиент приносил им старую радиотехнику или электротехнику, а в замен с доплатой мог оформить рассрочку на новую. Были и такие торговые точки, которые принимали старую технику и взамен избавляли клиента от оплаты первого взноса.

На территории СССР были распространены и следующие виды кредитов:

  • Потребительские кредиты на промышленные и другие товары (выдавались под 2% годовых);
  • Ипотечные кредиты на строительство (под 1-2,7%);
  • Кредиты на покупку товаров с долгим сроком эксплуатации (под 5-6%);
  • Кредиты на оплату пая для членов жилищно-строительных кооперативов (под 2,7%);
  • Кредиты с госдотацией для молодых семей (выдавались на покупку квартиры под 1%, а на обустройство квартиры – под 2,5%);
  • Нецелевые займы (под 8%);
  • Кредиты на покупку дачных участков и строительство загородных домов (под 8%).
Читайте также:  Как поможет государство валютным заемщикам

Кроме того, оформить потребительские кредиты в СССР под залог ценного имущества можно было в ломбардах и в некоторых общественных организациях, к примеру, фондах творческих союзов. А на некоторых предприятиях были кассы взаимопомощи, отдаленно напоминающие современные кооперативные организации.

Главной особенностью рассрочки было то, что нельзя было оформить новую рассрочку, не погасив старую. Кроме того, во времена существования СССР, все организационные вопросы по ежемесячной оплате и оформлению займа на себя брало государство.

Это означает, что клиент, оформивший товар в рассрочку не ходил ежемесячно в кассу банка для погашения кредита. Займ можно было погашать частями, а сами суммы для погашения вычитались из заработной платы или стипендии заемщика. При этом сумма ежемесячного платежа по кредиту не должна была быть более 50% от заработной платы, пенсии или стипендии клиента.

Получить кредит во времена СССР могли не только трудоспособные граждане, студенты и пенсионеры, но и несовершеннолетни горожане (при условии письменного разрешения их родителей).

Однако и во времена Союза Советских Социалистических Республик начислялись пени и применялись штрафные санкции. Конечно, о коллекторах и выселении заемщиков из квартир за долги речи не шло. Зато недобросовестный клиент банка за каждый день образовавшейся по его вине просрочки, должен был оплачивать пеню в размере 0,1% от суммы займа. В случае если должник нарушал сроки погашения задолженности трижды, с него взимали сумму кредита, включая набежавшие проценты и пеню, принудительно.

Таким образом, можно точно сказать, что кредиты в эпоху СССР были. И выдавались они на весьма выгодных условиях.

( «Потребительский кредит в СССР» (Издательство «Знание», Москва, 1983 год))

Кредиты на промышленные товары (потребительское кредитование) — 2%

Кредиты на строительство индивидуальных жилых домов — от 1 до 2,7%

Кредиты членам жилищно-строительных кооперативов для оплаты пая — 2,7 %

Кредиты на приобретение товаров длительного пользования — 5 — 6%

Кредиты с государственной дотацией молодым супругам: на приобретение квартиры — 1 %, на оборудование квартиры — 2,5 %

Личные кредиты (без указания цели использования) — 8 %

Кредиты на строительство и приобретение дач — 8 %.

При социализме Кредит потребительский предоставляется государственными, кооперативными и торговыми организациями населению для покупки предметов личного потребления (холодильников, телевизоров, радиоприёмников, мотоциклов, швейных машин, фотоаппаратов, часов, ковров, шерстяных и шёлковых тканей и др.). За 1961—71 в СССР объём продажи товаров населению в кредит в государственной и кооперативной торговле вырос почти в 3,4 раза и составил в 1971 около 3,8 млрд.руб.

Разновидностью потребительского кредита являлся ломбардный кредит, кредит через кассы взаимопомощи. При продаже товаров в кредит покупатель вносит наличными деньгами 20—25% цены товара. Остальная сумма в зависимости от вида товара выплачивается в рассрочку в течение 6—12 месяцев равными долями.

По отдельным видам товаров рассрочка увеличивается до 2 лет. Взимается процент за пользование кредитом из расчёта 1—2% годовых.

Являясь формой организации трудовых сбережений, потребительский кредит в СССР был направлен на обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей трудящихся.
источник
Кредиты в Советском Союзе. Как, кому, на какие нужды, под какие проценты
Кредиты в Советском Союзе. Как, кому, на какие нужды, под какие проценты

Adblock
detector