Что такое класс заемщика

Перечень показателей, характеризующих кредитоспособность организации, зависит от состояния кредитных отношений банка с заемщиком. Определение кредитоспособности клиента представляет собой комплексную оценку его финансового состояния, позволяющую принять обоснованные решения о выдаче кредита или нецелесообразности кредитных отношений с заемщиком.

Кредитоспособность организации – это ее способность своевременно и полно рассчитываться по своим обязательствам с банком.

Анализ кредитоспособности предполагает изучение:

Одним из методов определения кредитоспособности клиента предполагается разработка критериального (балльного) уровеня выбранных оценочных показателей и их классности (рейтинг), т.е. балльная оценка кредитоспособности. Исходя из класса кредитоспособности заемщика определяются условия предоставления кредита (размер ссуды, срок кредита, форма обеспечения, процентная ставка). Банки имеют свои балльные методики определения кредитоспособности клиентов, которые составляют коммерческую тайну банка.

Как правило, клиенты делятся банками в зависимости от степени кредитоспособности на 3-5 классов, чаще на 3, но чем крупнее банк, тем шире разделение. Критериальные показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения заемщика ко второму классу, выше средних – к первому классу, ниже средних – к третьему классу.

Рейтинг показателя устанавливается специалистами банка для каждого заемщика исходя из его кредитной истории и ликвидности баланса. Общая оценка кредитоспособности проводится в баллах. Они представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. Первому классу заемщиков условно присваивается от 100 до 150 баллов, второму классу – от 151 до 250 баллов, третьему – свыше 251 балла.

Пример критериев определения классности заемщика

Рейтинговая оценка предприятия-заемщика является обобщающим выводом анализа кредитоспособности. Рейтинг определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности каждого коэффициента (К а. л.с. л., К т. л., К а.) и его доли (соответственно 30, 20, 30, 20%) в совокупности (100%).

К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму – от 151 до 250 баллов, к третьему – от 251 до 300 баллов.

Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением более низкой процентной ставки, чем для остальных заемщиков.

Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т. е. при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и т.д.). Процентная ставка зависит от вида обеспечения.

Предоставление кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.

Читайте также:  Какие люди дают займы их телефон

Как правило, клиентам, относящимся по рейтингу к первоклассным заёмщикам, банк предоставляет возможность взять запрашиваемую сумму. Такие клиенты имеют определенные льготы: банк может открывать им кредитную линию, кредитовать по счету с овердрафтом, не требовать залога, снижать процентную ставку вознаграждения и представлять другие льготные условия кредитования.

Коэффициенты определения класса заёмщика

Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:

  • — цель
  • — размер кредита
  • — на какой срок
  • — предполагаемое обеспечение.

К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки.

В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие документы:

  • — Нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика.
  • — Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.)
  • — Отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компаний за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает полную картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений.
  • — Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в течении года, поквартально или помесячно
  • — Данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку — кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для руководства компании — заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.
  • — Прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
  • — Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
  • — Бизнес — план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания — заемщик предоставляет в банк подробный бизнес — план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления. В частности, документ должен включать:
  • — описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.
  • — отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов);
  • — планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынке и т.д.);
  • — план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.)
  • — план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);
  • — финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Читайте также:  Что такое дополнительное страхование ответственности заемщика

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком — владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании — заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка — кредитора, которые представлены в приложении 1.

На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить:

А. Серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.

Б. Обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости сам выбрать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.

В. Соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля.

Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет гарантией от рисков, связанных с кредитованием

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как правило, значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде.

Читайте также:  Кто может предоставлять займы ооо

Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщика (юридических и физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (т.е. доходе после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на расчетном (депозитном) счете клиента. Эти данные, представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из соответствующего банка.

Поддержание значительных остатков на расчетных (депозитных) счетах в банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так называемой “пирамиде долга”, когда заемщик берет кредит в одной фирме или банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не исчезает значительная и растущая задолженность клиента по кредитным карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении клиента и его навыках управления денежными средствами.

На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор сможет определить порядочность клиента и достоверность представленной им информации. После внимательного изучения всех документов, представленных потенциальным заемщиком, проведения беседы, оценки информации, полученной на вопросы, кредитный инспектор по согласованию с руководством банка и начальником отдела принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему. Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные документы, ответы на вопросы, записи бесед и т.д.) и осуществляет тщательное изучение кредитоспособности клиента.Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить кредитоспособность, платежеспособность и финансовую устойчивость заемщика.

Adblock
detector