Заемные средства бюджетов (borrowed funds of budgets) – часть денежных средств в бюджетах всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основах для обеспечения финансирования дефицита бюджета. В отличие от доходов бюджета заемные средства бюджетов поступают однократно и участвуют в формировании бюджета только в том финансовом году, в котором они были привлечены. Формой их привлечения являются различные виды бюджетных заимствований.
Условия поступления заемных средств бюджетов в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и сроки их возврата устанавливаются соответствующими кредитными договорами и решениями эмитента о выпуске займа.
Вместе с тем заемные средства бюджетов играют важную роль в реализации принципа сбалансированности бюджета, обеспечивая одновременно с доходами бюджета покрытие дефицита бюджета. Потребность в заемных средствах бюджетов зависит от разных обстоятельств и факторов. Общая потребность в заемных средствах бюджетов возрастает (уменьшается), если расходы государства и чистое кредитование растут быстрее (медленнее), чем доходы и получаемые трансферты. Соотношение между заемными средствами бюджетов и доходами бюджета устанавливается в процессе формирования бюджета любого уровня, когда в составе бюджетных показателей определяется величина внутренних и внешних заимствований.
Заемные средства бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны мобилизуются с помощью разных финансовых инструментов, это:
- долговые обязательства, оформляемые через выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг;
- прямые кредиты, получаемые от кредитных организаций внутри страны и от других уровней бюджетной системы, от международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, зарубежных банков;
- прямые кредиты, оформляемые соответствующими письменными договорами и соглашениями.
Основным источником формирования заемных средств бюджетов являются государственные и муниципальные займы. Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. В частности, привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления заемных средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату заработной платы и пенсий – не изменится. При формировании заемных средств бюджетов за счет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.
Заемные средства бюджетов, полученные от внутренних и внешних заимствований, по-разному влияют на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности. Внешние заимствования в момент поступления заемных средств бюджетов приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если заемные средства направляются на эти цели. Если же займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков используются для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов и уплаты процентов по ним, направляются после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и другие потребительские цели, то в этой доле заемные средства бюджетов не влияют на рост экономической активности.
Заимствования внутри страны означают лишь перераспределение имеющихся в стране финансово-кредитных ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутренних источников формирования заемных средств бюджетов определяется характером заимствуемых средств. Если к формированию заемных средств бюджетов привлекаются кредитные ресурсы, которые могут быть направлены на другие цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике страны. Более того, если в заемные средства бюджетов привлекаются ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могли бы быть использованы на развитие производства, то это отрицательно повлияет на экономический рост в условиях недостатка в стране свободных капиталов. Если же при бюджетных заимствованиях общий объем расходов других секторов экономики не уменьшается, то заемные средства бюджетов приводят к росту совокупного спроса в экономике.
Объем ежегодно мобилизуемых заемных средств бюджетов отражается на увеличении государственного и муниципального долга, поскольку основная его величина формируется именно на базе бюджетных заимствований. Однако на размер долга наряду с заемными средствами бюджетов влияют гарантии и поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, если гарантийные случаи наступили и обязательства третьих лиц переоформлены в государственные и муниципальные долги.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .
Заемные средства бюджета — (Budget debt) – часть денежных средств бюджетов всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основе для финансирования бюджетного дефицита. В отличие от доходов бюджета (например, налоговых) заемные средства поступают однократно и участвуют … Экономико-математический словарь
заемные средства бюджета — Часть денежных средств бюджетов всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основе для финансирования бюджетного дефицита. В отличие от доходов бюджета (например, налоговых) заемные средства поступают однократно и участвуют в формировании… … Справочник технического переводчика
Заемные средства (ссуды) — временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка Республики Беларусь, иностранных государств и банков, международных финансовых организаций (Ст. 1 Закона… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА — (англ. budget revenue) – 1) по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Внутренний государственный долг — (Internal national debt) – задолженность государства перед населением сраны, которая теоретически может быть понята как сумма дефицитов госбюджета за прошедшие годы существования этого государства ( если отвлечься от частичного покрытия дефицитов … Экономико-математический словарь
внутренний государственный долг — Задолженность государства перед населением страны, которая теоретически может быть понята как сумма дефицитов госбюджета за прошедшие годы существования этого государства (если отвлечься от частичного покрытия дефицитов путем денежной эмиссии).… … Справочник технического переводчика
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ — денежные средства, аккумулируемые в целевых фондах, на счетах предприятий и направляемые на капитальные вложения: при строительстве объектов – на оплату проектно изыскательских, строительно монтажных работ, приобретение оборудования; при покупке… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Внебюджетный фонд — (Off budget fund) Состав и классификация внебюджетных фондов Особенности социальных внебюджетных фондов РФ Содержание > Содержание Внебюджетный фонд это, определение это фонд денежных средств, не включаемый в бюджетную систему. К В.ф. принято… … Энциклопедия инвестора
Государственный кредит — (Government credit) Совокупность экономических отношений Система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства Содержание Содержание 1. История государственного в 2. Сущность и функции государственного ссуды 3. и государственный… … Энциклопедия инвестора
Единый счет бюджета — счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету … Википедия
Государственный кредит — это система формирования и использования ссудного фонда государства. Как экономическая категория госкредит выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. При этом государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.
Государственный заем в качестве поступлений бюджета принципиально отличается от налогов: 1) он предоставляется на основе возвратности и платности; 2) носит добровольный характер. Таким образом, государственные займы — это временные дополнительные финансовые ресурсы, а не доходы бюджетов. Поэтому они учитываются отдельно и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.
Что касается ссуд, выдаваемых государством различным субъектам, то они в корне противоречат сущности бюджета как некоммерческой структуры и используются в основном в социальнополитических целях.
Госкредит выполняет функции:
1) временного перераспределения;
Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные фонды на принципах возвратности, срочности и платности. Государство как заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между:
• отечественными юридическими и физическими лицами и бюджетами;
• федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами;
• международными финансово-кредитными институтами и бюджетами;
• иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.
Регулирующая функция госкредита выражается в следующем.
1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной массы в обращении.
2. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.
3. За счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий или внебюджетных фондов, возможно стимулирование развития производства и занятости.
Контрольная функция госкредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:
• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
• производится не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль движения ссудного фонда осуществляется министерством финансов.
К основным задачам госкредита относятся:
1) финансирование бюджетного дефицита;
2) проведение международной и региональной финансовокредитной политики;
3) поддержка социздьно-приоритетных секторов и видов деятельности.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются бюджетные кредиты и бюджетные осудні. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
4- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
• юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;
• зарубежные государства, юридические и международные организации.
Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Контроль целевого использования бюджетных ссуд включает применение ряда санкций. При нецелевом использовании организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ. За несвоевременный возврат ссуд сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами взимается пеня в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Межгосударственный кредит предоставляется Правительством РФ иностранным государствам по межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета. Государственными кредитами являются займы, по которым у иностранных государств и их юридических лиц, а также международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Разновидностью госкредита считается и задолженность организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет.
Важное значение для эффективной государственной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.
Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств и межгосударственных организаций. В соответствии с этим госкредит может выступать в форме:
1) государственных займов;
2) гарантированных займов.
Государственные займы — это денежные ресурсы физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, получаемые государством на основании заключаемых договоров. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму займа.
Государственные займы осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг. Банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций и т.д.), а также оформление безоблигационных займов. В РФ это происходит путем покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
В отдельных случаях правительство может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. Возрождение гарантированных займов связано с предоставлением местным органам власти права проводить операции по заключению займов.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
• По эмитентам (субъектам заемных отношений):
1) займы, размещаемые федеральными органами власти;
2) займы, размещаемые субъектными и местными органами управления.
• В зависимости от места размещения:
1) внутренние заимствования — от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых органщ заций в валюте РФ;
2) государственные внешние заимствования
от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других госу- дарствт
• По обращению на рынке:
1) рыночные займы — свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);
2) нерыночные займы — не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.
• По срокам погашения:
1) краткосрочные (до одного года);
2) среднесрочные (от одного года до пяти лет);
3) долгосрочные (от пяти лет и более).
• По обеспеченности долговых обязательств:
1) закладные — обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;
2) беззакладные — обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета.
• По характеру выплачиваемого дохода:
3) с нулевым купоном.
Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном.
• По методу определения дохода:
1) с твердым доходом;
2) с плавающим доходом.
• В зависимости от сроков погашения:
1) обязательства с правом досрочного погашения;
2) обязательства без права досрочного погашения.
При досрочном погашении инвестор может уменьшить свои ПО’ тери (если через год ставка упала и составила уже не 12%, а только 6%), выкупив и разместив новый займ и погасив старый.