Что такое заемные средства государства

Заемные средства бюджетов (borrowed funds of budgets) – часть денежных средств в бюджетах всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основах для обеспечения финансирования дефицита бюджета. В отличие от доходов бюджета заемные средства бюджетов поступают однократно и участвуют в формировании бюджета только в том финансовом году, в котором они были привлечены. Формой их привлечения являются различные виды бюджетных заимствований.

Условия поступления заемных средств бюджетов в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и сроки их возврата устанавливаются соответствующими кредитными договорами и решениями эмитента о выпуске займа.

Вместе с тем заемные средства бюджетов играют важную роль в реализации принципа сбалансированности бюджета, обеспечивая одновременно с доходами бюджета покрытие дефицита бюджета. Потребность в заемных средствах бюджетов зависит от разных обстоятельств и факторов. Общая потребность в заемных средствах бюджетов возрастает (уменьшается), если расходы государства и чистое кредитование растут быстрее (медленнее), чем доходы и получаемые трансферты. Соотношение между заемными средствами бюджетов и доходами бюджета устанавливается в процессе формирования бюджета любого уровня, когда в составе бюджетных показателей определяется величина внутренних и внешних заимствований.

Заемные средства бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны мобилизуются с помощью разных финансовых инструментов, это:

  • долговые обязательства, оформляемые через выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг;
  • прямые кредиты, получаемые от кредитных организаций внутри страны и от других уровней бюджетной системы, от международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, зарубежных банков;
  • прямые кредиты, оформляемые соответствующими письменными договорами и соглашениями.

Основным источником формирования заемных средств бюджетов являются государственные и муниципальные займы. Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. В частности, привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления заемных средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату заработной платы и пенсий – не изменится. При формировании заемных средств бюджетов за счет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

Заемные средства бюджетов, полученные от внутренних и внешних заимствований, по-разному влияют на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности. Внешние заимствования в момент поступления заемных средств бюджетов приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если заемные средства направляются на эти цели. Если же займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков используются для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов и уплаты процентов по ним, направляются после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и другие потребительские цели, то в этой доле заемные средства бюджетов не влияют на рост экономической активности.

Заимствования внутри страны означают лишь перераспределение имеющихся в стране финансово-кредитных ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутренних источников формирования заемных средств бюджетов определяется характером заимствуемых средств. Если к формированию заемных средств бюджетов привлекаются кредитные ресурсы, которые могут быть направлены на другие цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике страны. Более того, если в заемные средства бюджетов привлекаются ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могли бы быть использованы на развитие производства, то это отрицательно повлияет на экономический рост в условиях недостатка в стране свободных капиталов. Если же при бюджетных заимствованиях общий объем расходов других секторов экономики не уменьшается, то заемные средства бюджетов приводят к росту совокупного спроса в экономике.

Читайте также:  Как выбраться из долговой ямы по кредитам и займам в

Объем ежегодно мобилизуемых заемных средств бюджетов отражается на увеличении государственного и муниципального долга, поскольку основная его величина формируется именно на базе бюджетных заимствований. Однако на размер долга наряду с заемными средствами бюджетов влияют гарантии и поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, если гарантийные случаи наступили и обязательства третьих лиц переоформлены в государственные и муниципальные долги.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

Заемные средства бюджета — (Budget debt) – часть денежных средств бюджетов всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основе для финансирования бюджетного дефицита. В отличие от доходов бюджета (например, налоговых) заемные средства поступают однократно и участвуют … Экономико-математический словарь

заемные средства бюджета — Часть денежных средств бюджетов всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основе для финансирования бюджетного дефицита. В отличие от доходов бюджета (например, налоговых) заемные средства поступают однократно и участвуют в формировании… … Справочник технического переводчика

Заемные средства (ссуды) — временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка Республики Беларусь, иностранных государств и банков, международных финансовых организаций (Ст. 1 Закона… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА — (англ. budget revenue) – 1) по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Внутренний государственный долг — (Internal national debt) – задолженность государства перед населением сраны, которая теоретически может быть понята как сумма дефицитов госбюджета за прошедшие годы существования этого государства ( если отвлечься от частичного покрытия дефицитов … Экономико-математический словарь

внутренний государственный долг — Задолженность государства перед населением страны, которая теоретически может быть понята как сумма дефицитов госбюджета за прошедшие годы существования этого государства (если отвлечься от частичного покрытия дефицитов путем денежной эмиссии).… … Справочник технического переводчика

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ — денежные средства, аккумулируемые в целевых фондах, на счетах предприятий и направляемые на капитальные вложения: при строительстве объектов – на оплату проектно изыскательских, строительно монтажных работ, приобретение оборудования; при покупке… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Внебюджетный фонд — (Off budget fund) Состав и классификация внебюджетных фондов Особенности социальных внебюджетных фондов РФ Содержание > Содержание Внебюджетный фонд это, определение это фонд денежных средств, не включаемый в бюджетную систему. К В.ф. принято… … Энциклопедия инвестора

Государственный кредит — (Government credit) Совокупность экономических отношений Система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства Содержание Содержание 1. История государственного в 2. Сущность и функции государственного ссуды 3. и государственный… … Энциклопедия инвестора

Единый счет бюджета — счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету … Википедия

Государственный кредит — это система формирования и исполь­зования ссудного фонда государства. Как экономическая категория госкредит выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лица­ми, зарубежными субъектами) — с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. При этом государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.

Читайте также:  Что делать заемщикам пробизнесбанка

Государственный заем в качестве поступлений бюджета прин­ципиально отличается от налогов: 1) он предоставляется на основе возвратности и платности; 2) носит добровольный характер. Таким образом, государственные займы — это временные дополнительные финансовые ресурсы, а не доходы бюджетов. Поэтому они учиты­ваются отдельно и направляются, как правило, на покрытие бюд­жетного дефицита.

Что касается ссуд, выдаваемых государством различным субъек­там, то они в корне противоречат сущности бюджета как неком­мерческой структуры и используются в основном в социально­политических целях.

Госкредит выполняет функции:

1) временного перераспределения;

Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные фонды на принципах возвратности, срочно­сти и платности. Государство как заемщик обеспечивает дополни­тельные средства для финансирования своих расходов. Перераспре­деление финансовых ресурсов осуществляется между:

• отечественными юридическими и физическими лицами и бюджетами;

• федеральным бюджетом, региональными и местными бюд­жетами;

• международными финансово-кредитными институтами и бюджетами;

• иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.

Регулирующая функция госкредита выражается в следующем.

1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производствен­ных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной массы в обращении.

2. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, госу­дарство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым спо­собствует росту цены кредита.

3. За счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий или внебюджетных фондов, возможно стимулирование развития производства и занятости.

Контрольная функция госкредита состоит в учете и контроле це­левого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:

• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

• производится не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль движения ссудного фонда осуществляется министер­ством финансов.

К основным задачам госкредита относятся:

1) финансирование бюджетного дефицита;

2) проведение международной и региональной финансово­кредитной политики;

3) поддержка социздьно-приоритетных секторов и видов дея­тельности.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются бюд­жетные кредиты и бюджетные осудні. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предос­тавление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной ос­новах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут вы­ступать:

4- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

• юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными уч­реждениями;

• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

• зарубежные государства, юридические и международные ор­ганизации.

Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита мо­гут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имуще­ства.

Контроль целевого использования бюджетных ссуд включает применение ряда санкций. При нецелевом использовании органи­зациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ. За несвоевременный возврат ссуд сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами взимается пеня в размере 1/300 дейст­вующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Межгосударственный кредит предоставляется Правительством РФ иностранным государствам по межправительственными согла­шениями за счет средств федерального бюджета. Государственными кредитами являются займы, по которым у иностранных государств и их юридических лиц, а также международных организаций воз­никают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Разно­видностью госкредита считается и задолженность организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет.

Читайте также:  Монета займ какие у них проценты

Важное значение для эффективной государственной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностран­ных государств и межгосударственных организаций. В соответствии с этим госкредит может выступать в форме:

1) государственных займов;

2) гарантированных займов.

Государственные займы — это денежные ресурсы физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финан­совых организаций, получаемые государством на основании заклю­чаемых договоров. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а за­емщик обязуется возвратить такую же сумму займа.

Государственные займы осуществляются путем выпуска госу­дарственных ценных бумаг. Банки предоставляют кредит государст­ву за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций и т.д.), а также оформление безоблигационных займов. В РФ это происходит путем покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

В отдельных случаях правительство может гарантировать пога­шение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантирован­ным займам правительство реально несет финансовую ответствен­ность только в случае неплатежеспособности плательщика. Возрож­дение гарантированных займов связано с предоставлением местным органам власти права проводить операции по заключению займов.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

• По эмитентам (субъектам заемных отношений):

1) займы, размещаемые федеральными органами власти;

2) займы, размещаемые субъектными и местными органами управления.

• В зависимости от места размещения:

1) внутренние заимствования — от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых органщ заций в валюте РФ;

2) государственные внешние заимствования

от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финан­совых организаций в иностранной валюте; внешние займы разме­щаются на иностранных фондовых рынках в валюте других госу- дарствт

• По обращению на рынке:

1) рыночные займы — свободно продаются и покупаются (явля­ются основными при финансировании бюджетного дефицита);

2) нерыночные займы — не подлежат обращению на рынке цен­ных бумаг и выпускаются государством для привлечения опреде­ленных инвесторов.

• По срокам погашения:

1) краткосрочные (до одного года);

2) среднесрочные (от одного года до пяти лет);

3) долгосрочные (от пяти лет и более).

• По обеспеченности долговых обязательств:

1) закладные — обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;

2) беззакладные — обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета.

• По характеру выплачиваемого дохода:

3) с нулевым купоном.

Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с сум­мой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном.

• По методу определения дохода:

1) с твердым доходом;

2) с плавающим доходом.

• В зависимости от сроков погашения:

1) обязательства с правом досрочного погашения;

2) обязательства без права досрочного погашения.

При досрочном погашении инвестор может уменьшить свои ПО’ тери (если через год ставка упала и составила уже не 12%, а только 6%), выкупив и разместив новый займ и погасив старый.

Adblock
detector