Государственные займы могут быть как внутренними так и внешними

См. Заем государственный

экономические отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых заемщиком выступает государство.

1) всякий заем средств, производимый государством;

2) заем государством средств при помощи выпуска особых обязательств (облигаций государственного займа), приносящих держателям этих обязательств определенный процент дохода.

Государственный займ — форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика).

Государственные займ — способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга. Различают внутренние и внешние государственные займы.

форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.

Государственные займы являются добровольными.

Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (ст. 817 ГК РФ).

при влечение государством заемных средств путем выпуска облигаций и других ценных бумаг или путем безоблигационных займов. С помощью Г.з. обычно покрываются дефициты государственных бюджетов. Задолженность по Г.з. в большинстве стран постоянно растет. Г.з. могут быть свободно обращающимися, размещаемыми по подписке и принудительными. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные — со сроком погашения до года (сейчас в РФ, например, ГКО), среднесрочные — до 5 лет и долгосрочные — свыше 5 лет. Для продления действия краткосрочных и среднесрочных займов часто прибегают к консолидации займов, т.е. их превращению в долгосрочные. Иногда проводят конверсию займов путем объединения ранее выпущенных займов в один новый. По формам доходности Г.з. делятся на процентные (владельцы облигаций регулярно получают доход по установленной ставке) и выигрышные (владельцы получают доход при проведении тиражей выигрышей или тиражей погашения). Г.з. могут быть внутренними (в национальной валюте, хотя в покупке соответствующих ценных бумаг, например ГКО, могут участвовать нерезиденты) и внешними, реализуемыми на иностранных фондовых рынках. В конце 1996 — начале 1997 г. Министерство финансов РФ, например, осуществило два выпуска еврооблигаций и разместило их на европейских рынках ценных бумаг (на сумму 2,2 млрд. долл.). К безоблигационным займам относятся займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы. Облигации Г.з. могут быть рыночными (свободно продаваться и покупаться на денежном рынке) и нерыночными (не подлежать свободной продаже, предъявляться для оплаты в любой момент до истечения срока займа, но проценты по ним будут ниже). Специальные выпуски Г.з. размещаются среди государственных учреждений (страховых, пенсионных и др.), и их облигации не подлежат продаже. Г.з. выпускаются как центральными правительствами, так и местными органами власти. В последнее время в РФ к выпуску ценных бумаг, в том числе для размещения на внешних денежных рынках, приступили некоторые регионы (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.). Обычно размещение Г.з., особенно в виде ценных бумаг, осуществляется с помощью банков, которые получают за свою посредническую деятельность комиссионное вознаграждение.

Читайте также:  Что такое моржовый займ

форма кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство; имеют денежную форму. В условиях обесценения денег выпускаются натуральные займы. С помощью займов достаточно быстро мобилизуются крупные финансовые ресурсы, что особенно важно в периоды экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций. В странах с развитой рыночной экономикой государственные займы, как правило, обеспечивают финансирование государственных расходов при недостатке бюджетных средств. В современных условиях выпуск займов в значительной мере связан с потребностями регулирования денежного обращения, финансирования капиталовложений в национализированные и смешанные предприятия, необходимостью предоставления государственных кредитов нерентабельным с точки зрения частного предпринимательства отраслям и предприятиям. Государственные займы подразделяются на: выпускаемые центральным правительством и местными органами управления; по месту размещения — на внутренние и внешние; по видам доходности — на процентные и выигрышные (лотерейные); по срокам погашения — на текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные. Государственные займы выпускаются для открытой продажи населению и кредитным учреждениям или путем обращения части вкладов в сберегательных банках в государственные займы. Размещение их осуществляется через кредитные учреждения, по подписке, путем купли-продажи на бирже или с аукционов. Внутренние займы обычно оформляются в виде ценных бумаг — облигаций, казначейских векселей, долговых обязательств. Займы правительства у сберегательных банков и внешние межправительственные займы, как правило, облигациями не оформляются. Отдельные виды облигаций (так называемые рыночные ценные бумаги) государ-ственного займа свободно продаются и покупаются на денежном рынке и предъявляются к погашению в установленные сроки. Основные держатели облигаций и других ценных бумаг внутренних государственных займов — кредитные учреждения, частные фирмы, специальные доверительные фонды, частные лица. Держатели облигаций получают фиксированный твердый доход в виде процента (процентные займы) или в виде выигрыша при выходе облигаций в тиражи погашения (лотерейные займы). Процент по государственному займу устанавливается исходя из уровня ссудного процента, зависит от срока предоставления государственного займа, потребностей казначейства, выплачивается два раза в год. Погашение государственного займа, а также выплата процентов производится за счет бюджетных средств, текущих расходов или путем выпуска новых займов (рефинансирование). Государство может изменять первоначальные условия займа, уменьшая размер процента, выплачиваемого по облигациям (конверсия), или удлиняя сроки его предоставления (консолидация). Займы, выпускаемые центральным правительством, служат основным источником доходов на покрытие дефицита государственного бюджета, связанного в большинстве случаев с непроизводительными расходами (военными, на содержание аппарата управления). Займы, выпускаемые местными органами, как правило, предоставляются на финансирование осуществляемых ими капитальных затрат в социальную и экономиче-скую инфраструктуру (для финансирования строительства школ, систем водоснабжения, дорог и других объектов общественного назначения). Выпуск местных займов контролируется центральным правительством, займовая санкция которого устанавливает верхний предел местного займа, а также предельный уровень местной задолженности (в виде «предельной» суммы местного долга на каждого жителя или в процентах к сумме доходов местных бюджетов). Выплата процентов держателям облигаций местных займов обеспечивается суммой налогов и доходов местных бюджетов, а возврат займа гарантируется как доходами местного бюджета, так и доходами с объекта, который построен за счет предоставленного займа. Несмотря на то, что облигации (другие ценные бумаги) государственных займов дают право на доход, на практике они представляют собой форму фиктивного, реально не существующего капитала. Выпуск государственного займа образует государ-ственный долг, погашение и процентные платежи по которому осуществляются в большинстве случаев за счет введения новых налогов. Внешние займы предоставляют одним государством или по поручению государ-ства частным банком (консорциумом банков) за определенное комиссионное вознаграждение другому государству в денежной или натуральной форме, в национальной или иностранной валюте. Выпуск внешних займов зачастую связан с платежным балансом страны и используется для покрытия его дефицита. Широко распространены целевые внешние займы, устанавливающие в соглашениях об их предоставлении условия использования займовых сумм.

Читайте также:  Как перевести авансы в займы

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Финансовые обязательства, возникшие у государства перед населением, коммерческими организациями и прочими субъектами-резидентами.

Обеспечение государственных долговых обязательств вверяется Правительству.

Как и внешнее кредитование, инструментарий внутреннего заимствования позволяет государству привлекать дополнительные ресурсы для решения следующих задач:

  • покрытие дефицита госбюджета;
  • кассовое исполнение госбюджета;
  • своевременное погашение государственных займов, осуществленных в предыдущих периодах;
  • финансирование государственных целевых программ, а также программ, принятых на местном уровне;

В зависимости механизма привлечения внутренние займы делятся на три категории:

  • кредиты, выданные Правительству;
  • займы, полученные посредством выпуска и реализации государственных ценных бумаг;
  • иные долговые обязательства, гарантом по которым выступает Правительство.

Распространенной формой государственного займа являются облигации. Они могут эмитироваться как центральными, так и местными органами власти. Классификация государственных ценных бумаг проводится по следующим признакам:

  • Срок погашения. Займы, срок возвращения которых истекает менее чем через год, являются краткосрочными. К долгосрочным обязательствам относятся займы на срок более пяти лет.
  • Способ обращения. Ценные бумаги, находящиеся в свободном обращении, относятся к рыночным займам. Нерыночные займы применяется государством для привлечения специфических инвестиционных средств, к примеру, от пенсионных фондов.
  • Форма доходности. Держатели процентных обязательств получают фиксированный доход, перечисляемый с заранее утвержденной периодичностью и рассчитываемый в виде процента на сумму займа. Дисконтные облигации реализуются со скидкой и выкупаются по номиналу.
  • Метод погашения. Займы могут погашаться единовременно или частями.

Наличие либо отсутствие внутреннего государственного долга не является однозначным критерием оценки эффективности экономической политики государства..

Внутреннее заимствование — инструмент привлечения свободных денежных средств, находящихся в распоряжении физических лиц и коммерческих организаций, мобилизации капитала для решения социально-экономических задач, обслуживания товарно-денежного обращения. В отличие от внешнего кредитования, внутренний долг не приводит впоследствии к утечке капитала и не формирует предпосылок для образования дефицита платежного баланса.

Читайте также:

  1. I. Федеральные налоги и сборы
  2. II группу составляют следующие федеральные законы, относящиеся к специальному законодательству по вопросам туристской деятельности.
  3. Административные договоры и государственные контракты
  4. Артериальная гиперемия: виды, причины, механизмы развития, внешние признаки и их патогенез. Исходы (физиологическое и патологическое значение).
  5. Архитектура ПК. Внутренние и внешние устройства. Материнская (системная) плата. Шины.
  6. В начале XIX века в США по закону 1796 г. общественные (государственные) земли передаются в частные руки
  7. Влияние государства на внешние эффекты
  8. Внешние займы и внешний долг РФ
  9. Внешние и внутренние издержки
  10. Внешние и внутренние издержки
  11. Внешние и внутренние силы. Замкнутая система
  12. Внешние и внутренние системообразующие факторы

Государственные займы и их классификация.

Государственный займ – форма привлечения на определенный срок денежных средств в бюджет государства.

К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственные займы являются добровольными, и изменять условия их выпуска не допускается.

Классификация государственных займов:

1. по эмитентам(займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти)

2. По месту размещения:

— внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами

Читайте также:  Как выдать займы через интернет

— внутренние – это обязательства государства перед резидентами

3. В зависимости от обращения на фондовом рынке:

— рыночные — свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;

— нерыночные — не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков.

4. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на:

— краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года)

— среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет)

— долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).

5. Использование ценных бумаг:

— Вексель – это письменное долговое обязательство (вид ценной бумаги) строго установленной формы, удостоверяющее безусловное обязательство одной стороны уплатить в установленный срок определенную денежную сумму другой стороне и право последней требовать этой уплаты.

— Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: —

-с нулевым купоном.

Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.

7. в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на:

— с твердым доходом

— с плавающим доходом.

8. в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства:

— с правом досрочного погашения

— без права досрочного погашения.

Недостатки сбора налогов в бюджете на различном уровне государство вынуждено компенсировать за счет внутренних и внешних займов.

Бюджетный кодекс РФ определяет перечень государственных займов — это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностран госуд, от международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства.

Государственный долг — это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Различают: государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг — включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

В зависимости от места размещения займы делятся на: внутренние и внешние.

Кредиторами внутреннего займа выступают физические и юридические лица.

Внутренние займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления путем введения в обращение ценных бумаг.

Государственный внутренний долг это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц иностранного государства, международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа государственной власти(заёмщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Для внешних займов привлекаются те же самые лица, что и для внутренних займов только в иностранной валюте.

Заемные средства в РФ привлекаются 2 способами:

— привлечение долговых ценных бумаг

— получение кредитов по специализированной фин-кредит институтов.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 401 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Adblock
detector