Государственные займы могут осуществляться для продажи банку

Чтобы иметь возможность постоянно финансировать все свои нужды при наличии дефицита бюджета, государство вынуждено привлекать дополнительные ресурсы. Для этого существует государственный займ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В современном мире существует множество способов для того, чтобы взять займ. Можно воспользоваться услугами банка либо микрофинансовой организации (МФО), если вас интересует небольшая сумма на более короткий срок.

Физическое лицо взять кредит у другого физического лица с составлением договора займа, а юридические лица могут взять кредит у своего учредителя, по правилам, которые не отличаются от правил взятия займа юридическим лицом.

Но, мало кому известно про такую возможность в 2019 году, как взятие государственного займа.

Государственный займ Это такой займ, при котором поручителем для заемщика выступает государство. Существует случай, когда государство, так же, берет на себя обязанность вернуть долг

Кредиторами, при этом, могут быть как различные юридические лица, и даже иностранные инвесторы. Возможен даже случай, когда в лице кредитора выступает другое государство. Договор займа можно скачать здесь.

Чтобы как можно детальнее разобраться в этом вопросе, нам необходимо начать с самых азов, а именно, узнать, что такое государство.

Государство Это такая организация общества, при которой данное лицо (государство) располагает разными механизмами, с помощью которых может управлять некой территорией, устанавливать на этой территории порядок и принуждать к выполнению законов, так же, обязано обладать суверенитетом, то есть быть независимым от кого-либо

В Российской Федерации существует такая форма привлечения капиталовложений в бюджет, как государственный займ.

Среди различных видов займа, самым распространенным считается такой, когда государство выступает одной из сторон кредитного соглашения.

Существует такой вид государственного займа, как муниципальный заем. При таком займе, государство может обратиться за помощью к любому субъекту или объекту государства.

По-другому, такой вид ссуды можно назвать государственным кредитом субъекта государства.

Такой долг государства может быть погашен абсолютно любой валютой, в отличие от внутреннего государственного займа Российской Федерацией, который должен быть выплачен только в национальной валюте, то есть, в рублях.

Финансовые займы, так же, кроме субъекта кредитора, можно разделить еще и по другим особенностям. Но, об этом чуть позже.

В современной экономике, правовое регулирование народных займов, занимает одно из самых значимых мест, так как вопрос регулирования стоит очень остро, что делает его очень актуальным, а решение этого вопроса найти не так уж и просто.

Для начала, следует сказать, что с точки зрения законов Российской Федерации государственный займ является сделкой, которая, как и любая сделка, регулируется нормами права.

Читайте также:  Что такое договор займа денежных средств

В данной сделке заемщик, государство, привлекает финансовую помощь со стороны физических и юридических лиц, зарегистрированных в данном государстве.

Делается это по доброй воле заимодателя, а так же, с учетом того, что государство обязуется вернуть взятую финансовую помощь. Срок, в который государство обещает вернуть занятые деньги, может колебаться.

То есть, бывают три вида кредитов, взятых Российской Федерацией по срочности оплаты:

Краткосрочные Которые погашаются за срок, который не превышает один год
Среднесрочные Срок погашения которых составляет от одного до пяти лет
Долгосрочные Который РФ обязуется отдать в срок, который не меньше пяти лет и не больше тридцати лет

Так же, обязательно знать, что в соответствии со статьей 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, государственным долгом Российской Федерации можно считать долги перед физическими лицами, юридическими лицами.

Так же иностранными государствами. Значит, что государственный долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг — это совокупность обязательств Российской Федерации в отношении взятых долгов и муниципального образования.

Государственная казна и все, что туда входит, то есть является частью федеральной собственности РФ, обеспечивает государственный долг.

В соответствии Бюджетному Кодексу Российской Федерации существует ряд форм, в которых существуют обязательства Российской Федерации относительно долга:

  • кредитные договоры и прочие соглашения, которые были заключены от имени РФ с другими государствами, кредитными учреждениями и так далее;
  • муниципальные займы, которые были взяты благодаря выпуску ценных бумаг Российской Федерацией;
  • кредитные соглашения, по которым Российская Федерация получает денежные средства от бюджетов разных уровней бюджетной системы;
  • предоставление Российской Федерацией гарантий, которое закреплено договором.

Главное отличие договора займа от кредита состоит в том, что он может выдаваться государству не только в виде финансовой помощи, а точнее, денег, а так же, можно выдать его, например, с помощью ценных бумаг или других облигаций.

В таком случае, возвращаться долг будет не теми же облигациями или другим имуществом, что понятно.

Возвращение финансовой помощи государство должно будет осуществить с помощью других , не менее ценных бумаг, акций или такой же суммой денег, какую взяло.

Право заключать договор займа принадлежит любому юридическому или физическому лицу (ст.807 ГК РФ).
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (в ред. от 31.07.1998) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном законом. К числу банковских операций относятся привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Исходя из сути договора займа можно сделать вывод, что заимодавец не занимается привлечением и размещением во вклады денежных средств других лиц, не открывает и не ведет банковские счета и, следовательно, не осуществляет лицензируемых банковских операций.
Кроме того, по данному вопросу существует арбитражная практика. Так, в п.4 Письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.08.1994 N С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно — арбитражной практике» сообщается, что получение лицензии не требуется, если одна организация в соответствии с гражданским законодательством передает заемщику свои свободные денежные средства по договору займа, а последний обязуется возвратить эту сумму, и такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера. (К сожалению, законодательно не установлено, что считать систематическими сделками. По нашему мнению, систематические сделки совершаются, как минимум, ежеквартально. Если же сделка имела место один или два раза в течение одного года, ее можно квалифицировать как сделку, не носящую систематического характера.) Получение лицензии не требуется и в случае предоставления займа на условиях уплаты определенных процентов.
Банковской операцией предоставление займа будет являться только в случае, когда это осуществляется за счет привлеченных средств (ст.5 Закона N 395-1). Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по предоставлению займов (кредитов) необходима только тем организациям, которые предоставляют займы (кредиты) за счет привлеченных средств. Действия организации по предоставлению займа за счет собственных средств банковской операцией не являются и соответственно лицензия на такую деятельность не требуется даже тогда, когда она носит систематический характер и займы предоставляются под проценты.
Подписано в печать Т.Панченко
17.09.1999 Аудитор

Читайте также:  Что означает займ

ООО «Аудиторская фирма
«Русский стиль»
«Финансовая газета», 1999, N 38

Бюджетная система РФ

К государственным займам как методу привлечения доходов в бюджет государство обращается в случае необходимости преодоления бюджетного дефицита, который предусматривается при составлении бюджета на предстоящий год. Займы могут осуществляться в двух формах: во-первых, путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи широким слоям населения и, во-вторых, путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи национальному банку и коммерческим банкам.
Государственным долгом называется вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
В государственном долге особенно выделяют внешний государственный долг — задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Обслуживание государственного долга, под которым понимаются операции по размещению и погашению долговых обязательств и выплате по ним процентов, зачастую осуществляется за счет выпуска новых займов и утяжеления налогового бремени.
Государственные займы отражают одну из форм кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает как заемщик средств. В отличие от налогов государственный заем имеет добровольный характер и основан как и всякие кредиты, на принципах возвратности и платности. Государственные займы отличаются и от займов, предоставляемых кредитными учреждениями, в части обеспечения кредита, которым выступает все имущество, находящееся в государственной собственности, а не какие-то конкретные ценности, принадлежащие получателю банковской ссуды.
Обязательным условием привлечения государством средств в виде займов является определение предельных сроков погашения долговых обязательств государства перед кредиторами, устанавливаемое на законодательном уровне.
Как и налоги, государственные займы играют важную фискальную роль, т.е. позволяют осуществить пополнение государственных денежных фондов. Это особенно актуально в условиях опережения темпа роста бюджетных расходов по сравнению с темпом роста налоговых поступлений, приводящее к дефициту государственного бюджета, что характерно для бюджетов большинства промышленно развитых стран. Особое место государственных займов в доходах бюджета объясняется и тем, что они являются эффективным источником финансирования капитальных вложений, которые носят долгосрочный характер. Выпуск государственных ценных бумаг, срок погашения которых совпадает с завершением капитальных вложений, помогает распределить финансовое бремя на кредиторов более равномерно по времени, не повышая резко уровень взимаемых налогов.
Необходимость погашения кредита влечет за собой необходимость решения задачи сбора налогов, достаточных для погашения основной части государственного долга и процентов по нему. Однако налоги не являются единственно возможным средством погашения и обслуживания государственного долга. В случае осуществления капитальных вложений в объект производственного характера прибыль от его дальнейшей эксплуатации может являться источником для погашения займа государством.
Ситуация складывается по-иному, если займы направляются государством на финансирование непроизводительных расходов, например на социальные или военные нужды. В этом случае единственным источником погашения займов являются налоги и новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам называется рефинансированием государственного долга.
Государственные займы можно классифицировать в зависимости:
• от места размещения государственного займа: на внутренние и внешние;
• от характера заемщиков: на размещаемые центральными и местными органами управления;
• от возможности обращения на рынке: на рыночные и нерыночные;
• от срока привлечения средств: на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);
• от обеспеченности долговых обязательств: на закладные и беззакладные;
• от характера выплачиваемого дохода: на выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
• от метода определения дохода: на долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;
• от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа: на займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
В случаях, когда первые два метода мобилизации национального дохода в бюджет — налогообложение и государственные займы — являются недостаточными, применяется третий метод — денежная эмиссия.

Читайте также:  Как формируется кредитная история заемщика

Государственные займы и государственный кредит

Adblock
detector