Как действуют коллекторы займов

Как подобрать идеальный кредит не потратив на это и 10 минут?

Классическими объектами деятельности коллекторов являются физлица, взявшие кредиты в банке и не исполняющее взятые на себя обязательства по погашению долгов.

К настоящему времени этот пробел в российском законодательстве можно считать устранённым: работа коллекторов регламентируется федеральным законом от 03.07.2016 №230-ФЗ. Положения закона введены в действие с 1 января 2017 года и устанавливают права и обязанности, а также ряд запретов и ограничений на определённые действия коллекторов.

В роли должника может оказаться любой заёмщик, поэтому следует заблаговременно ознакомиться с тем, как действуют коллекторы, на что они имеют право и что им запрещено.

Как работают коллекторские агентства? Они привлекаются банками на аутсорсинг (заёмщик продолжает оставаться должником банка) либо выкупают долг (переуступка) и становятся новыми кредиторами. О таком привлечении или переуступке долга банк-кредитор обязан известить заёмщика в течение тридцати дней.

Закон 230-ФЗ предоставляет коллекторам право взаимодействовать с должниками посредством:

  • почтовых (в том числе электронных) отправлений;
  • смс-сообщений;
  • телефонных переговоров;
  • личных встреч.

На интенсивность контактов закон накладывает количественные ограничения. Так, электронные письма могут посылаться не чаще двух раз в день и четырёх раз в неделю. Телефонные звонки можно совершать не более двух дней в неделю, причём с 8:00 до 22:00 в рабочие и с 9:00 до 21:00 в выходные дни. В посылаемых любым способом обращениях к должнику должны быть указаны сумма долга и его структура. Допускается одна личная встреча в неделю.

В работе коллектора запрещаются действия, связанные с насилием и угрозами его применения, оскорбления и унижение достоинства, использование нецензурных выражений и в целом агрессивного тона, причинение вреда имуществу, обнародование персональных данных должника, контакты с несовершеннолетними и лицами с психическими расстройствами, сокрытие номеров телефонов и адресов электронной почты.

Типовой является схема работы коллектора по нарастающей. На начальном этапе общение идёт в форме звонков, смс и писем с просьбами погасить задолженность. Затем интенсивность контактов возрастает, а тон с просительного переходит на требовательный, что начинает доставлять заёмщикам определённый дискомфорт, который ещё более усиливается при личных встречах. Если же все эти мероприятия не дают результата, то у кредитора остаётся единственный выход – обращаться в суд.

В общении со специалистом по взысканию правильным будет сохранять спокойствие, несмотря на возможные провокации, а факты выхода коллектора за пределы предоставленных ему прав необходимо фиксировать. Для этого надо сохранять бумажные и электронные письма, смски, информацию о входящих звонках и не лениться вести аудио- и видеозапись личной встречи.

Контроль за тем, как работают коллекторы, осуществляет Федеральная служба судебных приставов, она же ведёт реестр коллекторских агентств. Именно туда следует обращаться должнику, если, по его мнению, специалист по взысканию задолженность нарушает закон.

Во многих мировых банках есть негласный список профессий клиентов, которые нежелательны. Сюда обычно относятся: журналисты, юристы, индивидуальные предприниматели, военнослужащие, судьи…

Читайте также:  Что такое потребительский заем

В то же время коллектор, пытаясь взыскать долги, выполняет, по большому счёту, важную социальную функцию и в конечном итоге способствует восстановлению справедливости. Ведь должник, по сути, является стороной, присвоившей деньги кредитора. Конечно, к этому приводят различные житейские обстоятельства, но возможностью занять и затем не отдавать пользуются и нечистоплотные люди. Поэтому не стоит демонизировать всех коллекторов скопом. В конце концов, их задача заключается в исполнении должниками своих обязательств, а вовсе не их запугивании.

Кто работает в коллекторских агентствах? Далеко не каждый может заниматься этой специфической деятельностью. Здесь необходимы навыки розыскной работы, правовая грамотность, достаточно глубокое знание человеческой психологии, настойчивость, владение техникой убеждения, рассудительность, стрессоустойчивость и в то же время сила. Поэтому в коллекторских агентствах можно встретить бывших работников правоохранительных органов, а иногда и психологов.

О коллекторах ходят легенды. Люди этой профессии снискали себе не лучшую славу, несмотря на то, что большинство крупных коллекторских компаний, работающих на рынке, применяют вполне цивилизованные методы взыскания задолженности. Чем чревато для вас общение с коллектором, и какие методы работы этих людей обеспечили им не лучшую репутацию в глазах наших соотечественников? Об этом, а также о том, как должен происходить процесс сбора задолженности на самом деле, мы расскажем подробнее.

Работа коллектора начинается после передачи ему дела конкретного заемщика. По правилам компания, выкупившая долг или приступившая к работе на принципах аутсорсинга (по агентскому договору), должна в письменной форме известить об этом заемщика. Выделяют несколько этапов сбора просроченной задолженности. На каждом из них коллекторы имеют право применять те или иные методы воздействия на должника:

Крупные коллекторские компании проводят специальные курсы, на которых обучают сотрудников правилам общения с задолжниками. Взыскателям рекомендуют быть вежливыми и при этом настойчивыми. Категорически запрещается нарушать законодательство либо же превышать свои служебные полномочия. Но это теория. О том, как выглядит процесс сбора долгов на самом деле, мы расскажем далее.

Неправомерными считаются следующие действия коллекторов:

  • Отказ перед началом беседы представиться, назвав свои фамилию имя, отчество, занимаемую должность и название компании-работодателя. При личной встрече – отказ предъявить документы (в том числе и те, на основании которых коллектор приступает к работе с вами – договор с банком и т.д.).
  • Грубость. Коллектор обязан обращаться к вам по имени отчеству и не должен переходить на личности, оскорблять вас, обвинять и т.д.
  • Звонки и отправка sms-сообщений в период с 22:00 до 06:00.
  • Разглашение информации, являющейся банковской тайной (в том числе информации о наличии просрочки, сумме долга и т.д.) третьим лицам.
  • Прием наличных денег у должника. Отдавать средства в руки коллекторам запрещается: просрочка погашается либо на счета банка, либо на счета коллекторской фирмы (если долг выкуплен).

Преступлением (наказание за которое предусмотрено ст. 163 Уголовного кодекса РФ – до 4-х лет лишения свободы) является вымогательство. Должников запугивают распространением информации о долге, тюремным заключением, конфискацией всего имущества (напомним, квартира или дом, являющиеся единственным местом жительства заемщика, не могут быть изъяты у него согласно закону).

Читайте также:  Могут ли банки рефинансировать микрозаймы

Редко, но все же встречаются случаи, когда коллекторы угрожают физической расправой. Такие действия подпадают под нормы ст. 119 УК РФ: одна из мер наказания – лишение свободы сроком до 3-х лет.

Если вы довели свои взаимоотношения с кредитором до передачи дел в коллекторское агентство, помните, у вас достаточно прав для защиты собственных интересов. Главное в этом вопросе – это знание законов и основных приемов правильного общения с коллекторами.

Коллекторы нынче лютуют по всей стране: недавно в городе Ельце напали на семейную пару . Мужа избили, жене обрили волосы, унесли сотовые телефоны. Оказалось, долг избитых супругов составлял всего 15 тысяч рублей!

И подобных случаев — масса. В Питере коллекторы замуровали в квартире девушку, испортив замок. Молодого жителя Перми за долг в 5000 рублей вовсе забили до смерти.

Агентство Fitch приводит данные: должников сегодня в России 40 миллионов. А просрочили платежи более 5 миллионов граждан! Неужели им грозит встреча с такими вот изуверами?

Самое страшное — микрозаймы

— Если вы задолжали солидному банку, вероятность, что тебя изобьют, обреют волосы или ограбят, минимальная, — рассказывает Михаил. — Другое дело, если вы брали микрозаймы или, как их по-другому называют, экспресс-кредиты. Это когда фирмы ссуживают желающим небольшие суммы: быстро, без дополнительных проверок, достаточно показать паспорт. Но ставки у микрокредитов грабительские (1,5 — 2,5% в день, а это 600 — 900% в год! — Ред.).

Там проценты бешеные, капают каждый день. Люди берут в долг 5 тысяч, а через пару месяцев должны уже 35 тысяч рублей. Никто вовремя не объяснил им, что микрозаймы — это кабала, к тому же опасная!

Застыдить и запугать

— Я из крупного коллекторского агентства, где стараются соблюдать закон, — продолжает Михаил. — Банку судиться с неплательщиком долго и муторно, собственные коллекторы у банков, как правило, беззубые. Поэтому и передают должника нам. Нашему агентству достается одна шестая часть из всей выбитой суммы долга.

Вот эти ужасы мы живописуем. Причем нельзя использовать уменьшительно-ласкательные формы и разговорную лексику. Жестко и четко. В день — несколько сотен звонков разным людям.

На людей подобные меры сильно действуют.

Плевать на чужую боль

— Заповедь коллектора: тебя не должна трогать чужая боль.

Нужен результат — обещание отдать деньги. Если ты не будешь жестко вести диалог, с тебя снимают баллы и уменьшают зарплату.

Наткнулся недавно на клиентку: у дамы был кредит 500 тысяч рублей, за несколько лет вырос до 4 миллионов. Хотелось ей заорать: женщина, не платите, идите в суд! Судья часто становится на сторону клиента. Ну миллион ей присудят отдать, но не четыре же!

Читайте также:  Как заменить договор поставки на договор займа

Но нам, разумеется, подобные советы давать противопоказано.

Одна буква в фамилии

Я работал все майские праздники, в День Победы. Компьютер-идиот звонит и старикам, и ветеранам. Достали одну бабушку — искали должника. Она уже за сердце хваталась: ну вы поймите, нет здесь такого человека! А мы не можем перестать ей звонить. Ведь в самой базе данных коллекторов бардак. Полно левых номеров, по которым должника уже и след простыл, но из базы телефон не удаляется. Раньше, когда кредиты выдавали всем подряд, некоторые клиенты шутили: один мужчина оставил телефон психушки. Другой — телефон того же банка, в котором взял кредит! Глупость в том, что удалить телефон из базы банка очень трудно — только по требованию того человека, который его давал, то есть самого должника. Да и то не всегда.

Но банк ничего проверять не стал, а передал долг коллекторскому агентству. Эти уже не просто ругаются на моего друга, а угрожают: мол, приедем, имущество опишем, за границу не выпустим, водительске права отберем. Возможно, они даже и ездили — к Петрухину. И не выпускали — Петрухина. И права у него забрали. Но звонят по-прежнему не Петрухину, а Петрухе.

— Достало это все меня, очень хочу уволиться, — закончил свой рассказ Михаил.

МЕТОДЫ

По каким инструкциям работают коллекторы

Вот чему учит на виртуальных тренингах бизнес-коуч и владелец консалтинговых фирм Михаил Джонджуа:

ЕСТЬ ИДЕЯ

Четыре раза позвонил — и хватит!

По мнению финансового омбудсмена Павла Медведева , улучшить ситуацию на кредитном рынке нашей страны позволит закон о банкротстве физических лиц. Он вступит в силу с 1 июля этого года. Правда, закон касается долгов, превышающих 500 тысяч рублей.

КОНКРЕТНО

Если достали вышибалы

Противодействие: Не нужно избегать контакта. Попросите его представиться: ФИО, юридические и физический адрес агентства, его полное название. Позже уточните в договоре, имел ли право банк передавать ваше дело третьим лицам. Если нет — сообщите вышибале, когда позвонит в следующий раз, что отвечать вы будете только на письменные уведомления банка.

Противодействие: Напомните ему о статье № 139 УК РФ — о незаконном проникновении в жилище (штраф до 2000 рублей или срок до двух лет).

Противодействие: Встречайтесь, но как минимум при двух свидетелях. Разговор запишите на диктофон.

Противодействие: Изучите кредитный договор: подписывали ли вы согласие на обработку персональных данных. Если нет — пишите заявление на имя руководителя коллекторского агентства о неправомерном разглашении персональных данных. Копию — в Роскомнадзор .

А КАК У НИХ?

В Европе все переговоры принято укладывать в 30 дней, а долг, который не оплачен более трех месяцев, считается безнадежным, то есть пора банкротиться.

Adblock
detector