Как вести учет микрозаймов

Рассмотрим, каким образом отражаются в бухгалтерском учете операции связанные с выдачей займа, возвратом займа, начисление и уплатой процентов и пеней.

Понятие договора займа дано в статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации: по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Статья 809 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет за займодавцем право на получение процентов за пользование заемными средствами: если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

  1. денежные средства, переданные заимодавцем по договору займа, не являются расходами организации!
  2. денежные средства, возвращенные заемщиком в рамках исполнения обязательств по договору займа, не являются доходами организации!

Положение дает определение финансовым вложениям и устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о них. Итак, под финансовыми вложениями понимаются такие активы организации, которые соостветствуют одновременно следующим требованиям:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости.

Таким образом, стоит отметить, что беспроцентные микрозаймы не относятся к категории финансовых вложений.

Итак, какие же бухгалтерские проводки необходимо сделать, что бы отразить операции по договору займа?

Передача заимодавцем-микрофинансовой организацией денежных средств заемщику отражается следующим образом:

Отметим, что финансовые вложения в виде займов принимаются к учёту по первоначальной стоимости, равной сумме фактически переданных заемщику денежных средств.
Исполнение обязательств заемщиком по погашению задолженности по договору займа отражается следующими проводками

На основании пункта 34 ПБУ 19/02 доходы по финансовым вложениям признаются доходами от обычных видов деятельности, а в соответствии с ПБУ 9/99 — прочими поступлениями.

В связи с тем, что предоставление микрозаймов является основным видом деятельности для МФО, микрофинансовые организация имеет право отражать проценты за пользование микрозаймом в составе доходов от обычных видов деятельности. Доходы в виде процентов МФО признаются в бухгалтерском учете по мере их начисления, исходя из условий договора микрозайма. Начисление процентов отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Оплата задолженности по процентам отражается бухгалтерском учете следующим образом:

Многие микрофинансовые организации прописывают в договорах займа ответственность за несвоевременное выполнение обязательств по договору в виде неустойки.

Начислять пеню можно ежедневно/раз в месяц согласно условий договора.

Для учета пени по просроченным займам следует завести отдельный забалансовый счет, например ПЕ, на котором будет учитываться неоплаченная задолженность по пене. В момент оплаты пени формируется проводка, начисляющая пеню на счет бухгалтерского учета и проводка, отражающая погашение пени. Выглядит этот алгоритм следующим образом:

Читайте также:  Как начисляются проценты на сумму займа по расписке
Дебет забалансового счета ПЕ учет пени за просрочку
Дебет счета 50.01/51 – Кредит счета 76.07 оплата пени
Дебет 76.07 — Кредит 91.01 признание уплаченной пени доходом
Кредит счета ПЕ списание уплаченной пени/части пени с забалансового счета

В случае, если оплата пени не произведена, но вступило в силу решение суда, установившее размер исковых требований, то бухгалтерские проводки выглядят следующим образом:

Дебет забалансового счета ПЕ учет пени за просрочку
Дебет 76.07 — Кредит 91.01 признание уплаченной пени доходом
Кредит счета ПЕ списание уплаченной пени/части пени с забалансового счета

Данный порядок работы с неустойкой/пеней позволит снизить расходы на уплату налога на прибыль, а так же повысить достоверность данных вашего бухгалтерского баланса.

  • какой режим налогообложения может применять микрофинансовая организация (далее МФО)?
  • имеет ли право МФО применять упрощенную систему налогообложения?
  • как вести бухгалтерский учет в МФО?
  • какие особенности ведения бухгалтерского учета микрофинансовых организаций?
  • какую отчетность сдают микрофинансовые организации?
  • особенности сдачи отчетности МФО?

Ряд вопросов появился от того, что в марте 2012 года Министерство финансов выпустило два приказа, в которых утвердило формы и сроки специализированной отчетности для микрофинансовых организаций, а также экономические нормативы для МФО и формулы их расчета.

Данная статья поможет разобраться с особенностями ведения бухгалтерского учета в микрофинансовых организациях и ответить на другие вышеизложенные вопросы.

Основные положения

Статус микрофинансовой организации могут иметь организации, зарегистрированные в форме:

  • фондов;
  • некоммерческих партнерств;
  • товариществ;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • учреждений (кроме бюджетных);
  • хозяйственного общества (ООО, ОАО и т. п.).

Микрофинансовая организация имеет право выдавать займы только в рублях и в сумме не превышающим 1 000 000 рублей для одного заемщика по всем договорам микрозайма. Следует отметить, что микрофинансовые организации не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением:

  • привлечения средств учредителей;
  • денежных средств, предоставляемыми физическими лицами по одному договору займа, в сумме от 1 500 000 рублей.

Также закон о микрофинансовой деятельности прямо запрещает микрофинансовым организациям заниматься любыми профессиональными видами деятельности на рынке ценных бумаг.

Бухгалтерский учет

Получение и выплата процентов отражается:

Само предоставление микрозайма оформляется проводками:

Получение заемных средств оформляется типовыми проводками:

Налогообложение

Следует отметить, что микрофинансовые организации не могут применять ЕНВД. Следовательно, МФО могут применять либо общий режим налогообложения, либо упрощенный режим налогообложения.

Отчетность

Микрофинансовая организация сдает отчетность, как любая организация, в зависимости от применяемой системы налогообложения. Но наряду со стандартными отчетами в налоговую службу, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, МФО обязаны ежеквартально сдавать отчеты в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР):

  • отчет о микрофинансовой деятельности МФО;
  • отчет о персональном составе руководящих органов МФО.

Отчетным периодом по данной отчетности является квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Отчетность за квартал, полугодие и девять месяцев необходимо предоставить в течении 45 дней после окончания отчетного периода. Годовую отчетность необходимо предоставить в течении 105 дней по истечению года.

Нормативы

Особенность микрофинансовых организаций в том, что они обязаны соблюдать следующие экономические нормативы:

  • норматив достаточности собственных средств МФО;
  • норматив ликвидности микрофинансовой организации.
Читайте также:  Когда суд на стороне заемщика

Норматив достаточности собственных средств рассчитывается как отношение собственных средств к активам организации (за вычетом денежных средств) умноженное на 100%. Данный норматив обусловливает требования к минимальной величине собственных средств, предъявляемые к микрофинансовой организации. Норматив достаточности собственных средств не должен быть ниже 5%. Но если МФО зарегистрировано в форме некоммерческого партнерства, то минимальное значение для данного норматива составляет 50%.

Норматив ликвидности микрофинансовой организации рассчитывается как отношение ликвидных активов (оборотные активы за вычетом запасов и НДС по приобретенным ценностям) к краткосрочным обязательствам (5 раздел баланса за вычетом доходов будущих периодов и оценочных обязательств) умноженное на 100%. Минимально допустимое значение по данному нормативу 70%. Нарушение нормативов может привести к наложению штрафа на микрофинансовую организацию от 10 000 до 30 000 руб. в соответствии со статьей ст. 15.26.1 КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, бухгалтеру микрофинансовой организации следует:

Врачева Александра Владимировна

‘; $d = strpos(«$a»,$f); > else < $f='" target'; $d = strpos("$a",$f); >//echo($d); $link = substr(«$a», $b, $title-$b); //echo($link); $usluga = substr(«$a», $title+8, $d-$title-8); //echo($usluga); > if ($e!=0) < if($title!=0) < if ($k==0) < print "

Услуга: «; $table_count++; > if($k!=0) print «, «; $k++; echo «$usluga»; //$t=1; > $q=substr(«$a», $e+4); $a = $q; > else <$t=0;>> //> if ($k!=0) print «

В последнее время число микрофинансовых организаций (МФО) в России резко возросло. Этот вид кредитных организаций захватил большую долю рынка и продолжает набирать обороты. Вместе с тем у владельцев растёт и количество вопросов, касающихся многих аспектов деятельности. В рамках данной статьи предлагается раскрыть особенности бухгалтерского учёта в микрофинансовых организациях.

Первое с чем раньше сталкивались учредители микрофинансовой компании – это выбор налогообложения, поскольку от этого зависело, как в дальнейшем бы велся бухгалтерский учёт.

Таким образом, микрофинансовые организации должны вносить платежи по следующим налогам и взносам:

  1. Взносы в ПФР и ФСС РФ;
  2. Налог на прибыль;
  3. Налог на имущество юридических лиц;
  4. НДС (налог на добавленную стоимость).

Законодательство в сфере налогообложения обязывает вести бухучёт в любой организации, а это значит, что в штате сотрудников должен присутствовать главный бухгалтер. Однако, если организация небольшая, то это же законодательство допускает его отсутствие. В этом случае выполнять обязанности главного бухгалтера может ведущий бухгалтер или же руководитель организации.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

При ведении бухгалтерского учётам МФО бухгалтеру следует опираться на такие законодательные акты, как:

Во время проведения бухгалтерских операций на основании договоров займа в микрофинансовых организациях следует понимать, что деньги выданные заемщику в качестве кредита не являются расходами, тогда как доходами не признаются денежные средства, которые вернул заёмщик. В таком случае эта сумма основного долга может считаться финансовым вложением. Доходом микрокредитной организации будет являться сумма процентов и пени.

Важно! Финансовым вложением не будет считаться беспроцентный денежный займ.

Поскольку договора займа подразумевает операции выдачи средств и их поступления, то проводки по ним будут выглядеть так, как представлено в таблице.

Операция Вариация Бухгалтерские проводки
Дебет Кредит
Выдача займа (финансовые вложения) Безналичный перевод средств Счёт 58.03 Счёт 51
Выдача наличных из кассы Счёт 58.03 Счёт 50
Погашение задолженности (возврат финансовых вложений) Безналичный перевод средств на счёт организации Счёт 51 Счёт 58.03
Внесение наличных в кассу Счёт 50 Счёт 58.03
Начисление процентов по кредиту Счёт 76 Счёт 90
Оплата процентов кредита Безналичный перевод средств на счёт организации Счёт 51 Счёт 76
Внесение наличных в кассу Счет 50 Счёт 76

Важно! Проценты по кредиту – доходы от финансовых вложений. И как они будут учитываться зависит от применяемого ПБУ.

Если основанием для учета процентов является ПБУ 9/99, то эти средства будут учитываться как прочие доходы. В случае же с применением Правила бухгалтерского учёта N19/02 процентные начисления будут являться доходами от общих видов деятельности. Так как в микрофинансовых организациях выдача денежных средств в качестве займа является основной деятельностью, то целесообразно применять схему учета процентов, представленную в данной статье.

Существует достаточное число ситуаций, когда заёмщики несвоевременно оплачивают взносы по кредиту или же не оплачивают их вовсе. В этом случае, согласно договору, кредитная организация вправе начислять пени, размер которых так же оговаривается договором. Однако, при взыскании пени в судебном порядке зачастую мировые суды делают пересчёт пени по текущей ставке рефинансирования.

Так же в случае учета начисленной пени, она облагается налогами на прибыль организации, даже если не была уплачена. Поэтому профессионалы советуют применять следующую схему учета неустойки:

  1. Ввести новый забалансовый счёт, например, счёт ПЕ и начислить пеню;
  2. При оплате сделать следующие проводки: Дебет – счёт 50.01 либо 51 в зависимости от того, каким образом внесены средства; Кредит – счёт 76.07;
  3. Чтобы признать пеню доходом следует провести операцию следующим образом: Дебет – 76.07 счёт, а Кредит – 91.01 счёт.
  4. Для списания пени или ее части с забалансового счета ПЕ следует выполнить проводку, где нет Дебета, а есть Кредит – ПЕ.

При условии, что оплата не производилась, но исковое требование вступило в силу целесообразно выполнение только двух последних пунктов.

Резерв потери по займам представляет собой сумму денежных средств, отражающую в бухучёта риск невозврата заемщиком денежных средств и неуплату процентов. Эта сумма имеет значение только, как цифра на бумаге, реального же резервирования денежных средств на расчетном счету Центральный Банк России от микрофинансовых организаций не требует (Указание ЦБ России N3321 от 14.07.14). Данный резерв рассчитываешься ежеквартально, после чего он сравнивается с предыдущим и положительная разница начисляется, а отрицательная – списывается.

Для резервов имеют место следующие проводки:

  • Начисление резервов по основному долгу: Дебет – счёт 91.02, Кредит – счёт 59;
  • Начисление резервов по процентам:
  • Дебет – счёт 91.02, Кредит – счёт 63;
  • Учёт разницы в резервах: Дебет – счёт 63, Кредит – счет 91.01;
  • Списание безнадёжной задолженности за счёт резерва: Дебет – счёт 59;
  • Кредит – счёт 58.03 либо счёт 76.02.

Adblock
detector