Когда займ является контролируемой сделкой

Мы рассказывали в нашей консультации о том, кто такие взаимозависимые лица в соответствии с НК РФ. Сделки между такими лицами в общем случае признаются контролируемыми. Признание сделок контролируемыми не только обуславливает повышенное внимание к ним со стороны ФНС, но и особый порядок их налогообложения, а также обложения операций с участием таких лиц. К примеру, налоговый учет процентов по долговым обязательствам зависит от того, займы по контролируемым сделкам это или нет. О критериях контролируемых сделок 2017 расскажем в этом материале.

В соответствии с НК РФ все контролируемые сделки являются сделками между взаимозависимыми лицами. Но не всегда справедливо обратное: не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Как правило, необходимо выполнение определенных условий.

В то же время, и круг взаимозависимых лиц с точки зрения оценки их контролируемости не ограничен только ст. 105.1 НК РФ. Кроме указанных там лиц к взаимозависимым могут быть отнесены и иные. А следовательно, и сделки между ними могут быть признаны контролируемыми. К сделкам между взаимозависимыми лицами, которые при определенных условиях могут быть признаны контролируемыми, относятся также, к примеру (п. 1, 5, 7 ст. 105.14):

  • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, т. е. все такие сделки будут считаться контролируемыми (Письмо Минфина от 10.05.16 № 03-01-18/28673 ).

Даже при соответствии сделок критериям контролируемости, в отдельных случаях признаваться таковыми они не будут. Сюда можно отнести, в частности, такие случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемой НДПИ по налоговой ставке, установленной в %);
  • стороны сделки удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

а) зарегистрированы в одном субъекте РФ;

б) не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

в) не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

г) не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

д) отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Одно из главных преимуществ кредита – возможность реализации своей мечты здесь и сейчас. Если жизнь кажется вам однообразной, значит необходимо что-то менять. Кредит позволит воплотить в жизнь даже самые дерзкие желания. Вы сможете порадовать себя, не обременяя при этом дополнительными заботами близких займ от учредителя контролируемая сделка.

Хотите порадовать близких, а лишних средств на подарки нет? В таком случае вам стоит взять кредит. Эта финансовая услуга позволяет радовать близких, не нанося при этом ущерб собственному бюджету. Одно из главных преимуществ такого рода услуг возможность пользоваться деньгами сразу же.

Налоговики тщательно проверяют беспроцентный займ от учредителя. Налоговые последствия в 2019 году будут зависеть от того, как вы оформили операцию. В большинстве случаев, передачу денег от учредителя фирме контролеры признают сделкой между взаимозависимыми лицами. Для этого доля учредителя в компании должна составлять не менее 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Сделки с представительствами иностранных государств
Постоянное представительство иностранного государства представляет собой филиал, представительство, агентство или любое другое обособленное подразделение зарубежной компании, через которое она ведет предпринимательскую деятельность в нашей стране (ч. 2 ст. 306 НК РФ). Упомянутая деятельность представляет собой обращение с недрами и иными естественными ресурсами, строительство, различные операции с оборудованием, продажа товаров и иные виды деятельности.
При заключении договора, сторонами которого являются взаимозависимые отечественная фирма и представительство иностранного государства важно учитывать, что конечными выгодоприобретателями считаются фирмы, зарегистрированные в разных странах или местностях (письма Минфина России от 03.12.2012 № 03-01-18/9-183, 30.08.2013 № 03-01-18/35774). Подобная ситуация не подходит под п.2 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому интересуемыми нас сделками принимаются договоры между фирмами, зарегистрированными на территории России. Значит, на эти обязательства простирается действие п.1 ст. 105.14 НК РФ по всем правилам (письма Минфина России от 03.12.2012 № 03-01-18/9-183, 16.11.2012 № 03-01-18/9-172).

Читайте также:  Что будет с заемщиками в рк

Сделки с иностранными компаниями
Контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом условий, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ. При этом в ней ничего не говорится о величине заработка для квалификации договоров между взаимозависимыми отечественной компанией и нерезидентом контролируемыми. Исходя из этого, финансовый контролер делает вывод о признании подобных сделок подконтрольными ФНС независимо от суммового критерия (письмо Минфина России от 17 апреля 2014 № 03-01-18/17551).

4. Согласно п. 4 ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики вправе формировать уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 5 ст. 105.7 Кодекса).

Заем может выдаваться на краткосрочную и долгосрочную перспективу. При его оформлении следует учитывать различные нюансы. Препятствий к сделке без платы процентов нет. Однако если это в договоре не прописывается, то по умолчанию он будет считаться возмездным, по нему будут начисляться проценты.

Для многих разницы между кредитом и займом не существует. Однако эти понятия не являются синонимами. Заем — более общий договор по сравнению с кредитом. Таким образом, последний — это лишь один из видов займа. Он отличается тем, что обязательно включает в себя проценты и заключается только с банковской организацией или другой, которая имеет соответствующую лицензию.

Зачастую руководитель фирмы, особенно вновь созданной, не имеет возможности получить банковский кредит на бизнес-проекты. Очень часто директор и учредитель такой фирмы совпадают в одном лице, и этот человек вносит в фирму собственные средства. Алгоритм оформления займов и кредитов регламентирован главой 42 ГК РФ, согласно которой заем — это предоставление займодавцем денежных средств либо вещей заемщику на определенный срок, спустя который заемщик обязуется вернуть полученную сумму денег или вещей (сопоставимых по характеристикам с переданными в заем). Если срок возврата займа в договоре не указан, заемщик должен вернуть долг в течение 30 дней с момента получения соответствующего запроса от займодавца.

Согласно ст. 809 ГК РФ займодавец вправе получать от заемщика проценты за пользование займом в размере, указанном в договоре. Если в документе нет условия о размере процентов, то процентная ставка устанавливается в размере ставки рефинансирования на дату уплаты долга. Учредитель вправе выдать средства без взимания процентов. Такое условие в обязательном порядке необходимо зафиксировать в договоре, в противном случае заем будет считаться процентным по умолчанию.

На основании пункта 4 статьи 105.3 НК РФ ФНС России проверяется полнота исчисления и уплаты, в частности, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц (НДФЛ), уплачиваемого в соответствии со статьей 227 НК РФ (например, ИП по суммам доходов, полученным им от осуществления такой деятельности).

По мнению Минфина России, сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Следовательно, любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по договору займа, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица (см., например, письма Минфина России от 25.05.2015 № 03-01-18/29936, от 09.04.2015 № 03-01-18/20054, от 02.10.2013 № 03-01-18/40821, от 13.08.2013 № 03-01-18/32745, от 24.02.2012 № 03-01-18/1-15, от 25.11.2011 № 03-01-07/5-12).

Если вы получили процентный заем от физического лица — налогового резидента РФ (например, от учредителя), то в день выплаты ему процентов надо (пп. 1 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 224, п. 4 ст. 226 НК РФ, Письма Минфина от 01.02.2019 N 03-04-06/4448, от 06.10.2015 N 03-04-06/57058) исчислить НДФЛ по ставке 13% со всей суммы выплачиваемых процентов

Читайте также:  Какие документы нужны для программы заемщика

Таким образом, организация-налогоплательщик в случае совершения ею контролируемой сделки с взаимозависимым лицом, в частности когда одна из сторон — организация или физическое лицо, не являющееся налоговым Резидентом Российской Федерации, вне зависимости от суммы сделки обязана уведомить налоговые органы о совершенной сделке путем подачи уведомления о контролируемых сделках по месту ее нахождения в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Давайте разберёмся. Согласно статье 105.1 (2) НК РФ взаимозависимыми лицами, в том числе, признаются физическое лицо и организация в случае, если доля участия этого лица составляет более 25 %. То есть, если ваша доля в компании больше 25%, то вы от неё зависимы и можете действовать в ущерб своим личным интересам.

Теперь надо убедиться, что сделка, совершённая между взаимозависимыми лицами, является контролируемой в соответствии с положениями статьи 105.14 НК РФ. Для этого сумма доходов по сделкам, заключённым такими лицами в течение года, должна превышать 1 миллиард рублей. Так что, если собственник с долей свыше 25% одолжил своей компании меньшую сумму, то может спать спокойно, дополнительный налог на недополученный от процентов доход ему не грозит.

Разъяснен порядок признания контролируемыми сделок по предоставлению беспроцентных займов, а также по безвозмездной передаче средств или иного имущества.

Вопрос: О порядке признания сделок по предоставлению беспроцентных займов, безвозмездной передаче средств или иного имущества контролируемыми; об условиях учета в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по указанным сделкам, но не были им получены вследствие создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми; об отсутствии оснований для применения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ в отношении доходов заимодавца по сделкам беспроцентного займа для целей исчисления налога на прибыль.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 июля 2012 г. N 03-01-18/5-97

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения ст. 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает.

Позиция, изложенная в Письме от 25.11.2011 N 03-01-07/5-12, является ответом на конкретный вопрос и адресована другому лицу.

Одновременно сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон) под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Пункт 2 ст. 4 Закона предполагает, что инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из изложенного вопроса, в рассматриваемой ситуации ОАО выступает заимодавцем, а инвесторами являются дочерние общества. Каких-либо ограничений на свободное перемещение финансовых средств положения разд. V.1 Кодекса не накладывают.

Реализация положений разд. V.1 Кодекса направлена на регулирование вопросов трансфертного ценообразования и обеспечение справедливого, экономически обоснованного распределения налоговой базы между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Признание сделок контролируемыми производится в соответствии со ст. 105.14 Кодекса, а также с учетом положений п. 13 ст. 105.3 Кодекса. При этом Кодексом не выделяются виды контролируемых сделок, а устанавливаются условия признания сделок таковыми.

Таким образом, сделки, в том числе по предоставлению беспроцентных займов, безвозмездной передаче средств или иного имущества, признаются контролируемыми, если они отвечают требованиям, предусмотренным вышеуказанными статьями.

В соответствии с п. 1 ст. 105.3 Кодекса в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учитывая изложенное, полагаем, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или безвозмездной передаче средств или иного имущества могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

В связи с этим считаем, что любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица.

Читайте также:  Займы на доверии что это

При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 105.3 Кодекса при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее — цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с п. 6 указанной статьи.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

Таким образом, если при осуществлении налогового контроля федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, будет установлено, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или безвозмездной передаче средств или иного имущества соответствуют определению предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации) и условия данных сделок не отличаются от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то основания для корректировки налоговых обязательств такого налогоплательщика отсутствуют.

Кроме того, принимая во внимание положения п. 9 ст. 105.14 Кодекса, в соответствии с которым при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей указанной статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений гл. 14.2 и 14.3 Кодекса, отсутствие дохода у лица, выдавшего беспроцентный заем или осуществившего безвозмездную передачу средств или иного имущества, не является препятствием для осуществления налогового контроля.

Как следует из п. 9 ст. 105.14 Кодекса, при определении количественного критерия признания сделки контролируемой (суммового порога) необходимо руководствоваться порядком признания доходов, установленным гл. 25 Кодекса.

В соответствии со ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» и «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Под доходами в целях гл. 25 Кодекса понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав, а также внереализационные доходы, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 248 Кодекса для целей налогообложения прибыли организаций имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) предоставляет в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Следовательно, у заемщика после получения денежного займа возникает обязанность возвратить аналогичное имущество заимодавцу.

В свою очередь, в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, признаваемые внереализационными доходами (п. 6 ст. 250 Кодекса), и не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований (пп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса).

Доходы заимодавца по сделкам беспроцентного займа определяются исходя из суммы процентов, которые были бы получены заимодавцем в случае совершения сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в сопоставимых с анализируемой сделкой коммерческих и (или) финансовых условиях, то есть в сопоставимой сделке.

Таким образом, по мнению Департамента, сделки по предоставлению беспроцентных займов не подпадают под действие пп. 11 п. 1 ст. 251 Кодекса.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

Adblock
detector