Поднимутся ли процентные ставки по автокредитам

В Сбербанке до официального повышения ставок от комментариев отказались.

Даже с учетом повышения ставки все равно конкурентные, ниже среднерыночных примерно на 0,5%, говорит руководитель блока автокредитования Альфа-Банка Сергей Силантьев. Повышение ставок по рублевым кредитам он считает логичным: в Альфа-Банке три четверти кредитов выдается в рублях, в Сбербанке их доля больше. волатильности американской валюты клиенты охотнее берут кредиты в рублях, уменьшение долларовых кредитов будет трендом 2008 года, уверен Силантьев.

Мы уже писали о причинах, по которым растут собственно сами цены на авто. Как уже говорилось, все банально. Абсолютно все предприятия российского автопрома зависимы от импортных поставщиков. Даже если машины не поставляются из-за рубежа, они все, даже «исконно» отечественные, используют импортные автокомпоненты.

Так как приобретать за границей и машины, и автозапчасти приходится за валюту, ее стоимость прямо пропорционально влияет на стоимость конечного продукта. А как известно, стоимость валюты в последнее время растет, в то время как рубль обесценивается. Так вот, рост ставок по автокредитам также обусловлен падением рубля.

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

Рост ставок происходит, так как в условиях экономической стагнации банки закладывают в конечную процентную ставку несколько большие риски. Растет так называемая маржа риска, но, по данным на август этого года, достаточно умеренно. Другое дело, что по состоянию на сентябрь-октябрь рост наверняка будет несколько больше. Это связано с тем, что происходят процессы в обесценивании рубля.

Вторая причина роста — чисто политическая. Из-за обострения отношений с Западом многим российским банкам закрыли доступ к финансовым ресурсам в США. Ведь если говорить упрощенно, то многие наши кредитные организации — это своего рода «перекупщики» кредитов, которые берут деньги за границей и перепродают их россиянам с собственной наценкой.

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

Санкции были введены в первую очередь в отношении государственных банков и ограниченного круга коммерческих банков, которые в принципе на автомобильном рынке достаточно слабо представлены. Что же касается остальных крупных российских частных банков, то на них санкции не повлияли, они могут спокойно привлекать кредиты внешнего рынка. Но естественно, из-за неблагоприятной геополитической обстановки ставки для них возросли. То есть привлекать иностранные кредиты стало дороже, это повлияло на размер ставок.

Не катастрофично, но значительно. В среднем от 1,5 до 3%. Но есть два любопытных обстоятельства. Во-первых, кэптивные банки (собственные кредитные учреждения автопроизводителей, например Toyota Bank) подняли ставки точно так же, как их коммерческие конкуренты. Во-вторых, хотя ставки поднялись у всех, продавцы относительно недорогих автомобилей обеспокоены этим в гораздо больше степени, чем люксовых.

специалист по кредитованию и страхованию автосалона Toyota

Читайте также:  Что будет с автокредитами в кризис

Обычно только в начале года идет повышение. Но в этом году в связи с известными событиями (война на Украине и экономический кризис. — Прим.ред.) еще и под конец года ставки поднялись еще на 0,5%. Сейчас есть ставки и 23% и 18,5% — это дорого для клиентов.

руководитель отдела кредитования и страхования «Автомир – Трейд» (официальный дилер Ford)

В этом году подъем произошел два раза за год. Ставки в среднем выросли на 1,5%. Ранее подъем был менее заметным — около 0,5%.

старший менеджер по страхованию и кредитованию автосалона «Lada на Автозаводском»

В среднем ставки поднялись на 2-3% в два этапа за год. В связи с тем, что у нас сейчас на рынке происходит, это в принципе в норме. В прошлом году они поднимались только один раз и ненамного, процента на 1,5. Однако ведущие банки у нас оставили свои ставки практически на том же уровне, что и в прошлом году.

Что касается кредитных менеджеров салонов люксовых брендов (мы опрашивали продавцов BMW и Mercedes-Benz), то они не были столь многословны, и лишь заметили, что «ставки выросли в рамках привычного». Хотя номинально рост такой же — около 1,5%. Возможно, для покупателей дорогих автомобилей повышение ставок не так болезненно.

Самое «забавное» в этой ситуации, что сами банки не фиксируют большого роста ставок и говорят о неких взаимно уравновешивающих условиях, в которых автокредиты оказались как в тисках.

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

В целом за год ставки выросли не так сильно, как могло бы быть. С одной стороны, есть факторы, которые действительно привели к росту. Например, проблемы в российской экономике и санкции. С другой стороны, банки столкнулись с сокращением спроса физлиц на автокредиты. Эти повышающие и понижающие факторы друг друга более-менее уравновесили. По состоянию на август 2014 года средняя ставка по автокредитам составила 16%. В аналогичный период прошлого года она составляла 15,6%, то есть разница невелика.

Все это заставило банки не только поднять ставки, но и идти на уступки, привлекая большее число клиентов. Несмотря на ухудшение экономической ситуации, требования к заемщику не ужесточились. Условия, напротив, стали чуть более лояльными.

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

Со стороны требований к заемщику мало что изменилось. Ведь банки столкнулись со снижением спроса на автокредиты, поэтому этот рынок становится все больше не рынком продавца, а рынком покупателя, то есть заемщика. Банки стараются как можно чаще идти навстречу. Они не ужесточают и не смягчают условия, поэтому в целом условия кредитования остались на прошлогоднем уровне.

Нестыковочка получается, не правда ли? Банки говорят, что ставки почти не изменились, но клиентам деньги достаются с большей наценкой. Выводы из этого делайте сами. Впрочем, в салонах признают: в плане условий предоставления займов банки действительно идут на уступки.

Читайте также:  Что будет с авто кредитами в россии

старший менеджер по страхованию и кредитованию автосалона «Lada на Автозаводском»

Раньше банки были более требовательными, а сейчас кредит можно получить только по двум документам — паспорту и правам. Все остальное мы записываем со слов клиента: данные о месте работы, адрес и телефон потребителя. Этого теперь достаточно. Конечно, если клиент предоставляет больше документов, ставка для него будет ниже. Раньше не все банки шли на это, теперь все так работают.

Однако защиту от потенциальных неплательщиков банкиры все-таки усилили. Банки стали с большим недоверием относиться к тем, кто оплачивает сразу несколько кредитов, да еще и обращается за новым.

руководитель отдела кредитования и страхования «Автомир – Трейд» (официальный дилер Ford)

Автоматический отказ, если у клиента пять и более кредитов, учитываются даже кредитные карты, которые оформлены и активизированы клиентом.

Разумеется, негативно. Впрочем, никаких конкретных цифр в автосалонах привести не смогли. Видимо, подсчетами аналитики займутся чуть позже, ближе к концу года.

руководитель отдела кредитования и страхования «Автомир – Трейд» (официальный дилер Ford)

Число желающих купить автомобиль в кредит резко снизилось. Преобладающее большинство приобретает машины за наличный расчет.

В то же время некоторые специалисты отмечают, что в последний месяц люди вновь решили начать тратить деньги на покупку машин.

специалист по кредитованию и страхованию автосалона Toyota

Люди были в напряжении, не хотели брать ничего. Летом и в сентябре был заметный спад спроса. Потом СМИ объяснили людям, что если есть деньги, лучше их не держать, а вложить во что-нибудь. И вот в ноябре пошел рост. Люди и за наличку, и в кредит стали больше брать. Но берут все подряд, то есть просто вкладывают деньги.

Но вернемся к нашей теме автокредитования. Что касается продавцов BMW и Mercedes, то они никакого оттока клиентов не заметили. Состоятельных людей кризисы всегда затрагивают в меньшей степени.

Прогнозы всегда делать сложно, а в нынешних условиях практически невозможно, так как геополитическая ситуация и положение рубля остаются неопределенными. Однако эксперты считают, что ни больших разочарований, ни действительно приятных сюрпризов ждать не стоит.

заместитель начальника Аналитического департамента Ассоциации российских банков

По моему пессимистическому прогнозу, ставки повысятся где-то на 1% в среднем по рынку. Я думаю, что это максимально возможное повышение. В следующем году банки будут и дальше сталкиваться со снижением спроса на автокредиты, я думаю это сильно ограничит их возможности по увеличению ставок. В целом в 2015 году особых потрясений ни в лучшую, ни в худшую сторону не будет. То есть год будет достаточно стабильным в плане того, что экономика России будет продолжать стагнировать.

Читайте также:  Как лучше купить машину взять деньги в кредит или машину

На этой неделе сразу несколько крупных банков резко повысили ставки по автокредитам, другие и вовсе приостановили выдачу займов на покупку машины. Так банки отреагировали на рост ключевой ставки ЦБ до 17% годовых. В 2015 году и так прогнозируется снижение продаж новых автомобилей как минимум на 10%, а дорогие автокредиты могут обрушить продажи еще на 20%, опасаются эксперты.

Ставки растут

Российские банки пересматривают условия выдачи кредитов на покупку автомобиля. На этой неделе многие банки подняли свои процентные ставки в среднем на 10 п.п., рассказали РБК несколько дилеров. В ВТБ24 кредит на покупку автомобиля за 2 млн руб. с рассрочкой на три года и первоначальным взносом 15% сейчас стоит 19,5% годовых против 16,5% неделей ранее, заявили в информационном центре банка. При тех же параметрах Альфа-банк готов выдать заем под 25,99–26,49%, на 10 п.п. больше, чем на прошлой неделе. В понедельник на 13 п.п. ставки поднял Русфинансбанк, сейчас банк готов выдавать такую же сумму под 34% годовых. АйМаниБанк увеличил ставки до 27–28%.

Банки пересматривают условия кредитования из-за повышения ключевой ставки ЦБ с 10,5 до 17% годовых. Соответствующее решение Банк России принял в ночь на 16 декабря в качестве меры по борьбе со спекуляциями на валютном рынке.

Автомобильный рынок на спаде

Начальник управления по работе с партнерами Абсолют Банка Сергей Киселев добавляет, что давление на банковские ставки оказывает увеличение рисков, связанных с просрочкой по кредитам физлиц. По данным коллекторского агентства Sequoa, на начало октября объем просрочки составил 56,73 млрд руб., рост с начала года – более 35%. Кроме того, в связи с ростом ключевой ставки банки стали испытывать кризис ликвидности. Повышая ставки, они просто сдерживают рост дефицита денег, считают дилеры.

Кредитование – драйвер развития автомобильного рынка, отмечает Виталий Павловский: в Европе в кредит продается 70% автомобилей, в США – до 90%. При снижении доли автокредитования на 20% на столько же снизятся продажи новых машин в России, думает Андрей Рожков. Дорогие кредиты заставят многих покупателей либо отложить приобретение автомобиля, либо обратить внимание на машины с пробегом, поясняет сотрудник одного из крупнейших российских автозаводов.

Участники рынка ждут снижения ставки ЦБ в первом квартале 2015 года, в противном случае авторынок будет развиваться по пессимистичному сценарию. Согласно текущим прогнозам, в 2015 году объем продаж легковых автомобилей снизится на 10–40%, до 1,5–2 млн штук.

Adblock
detector