Что делать с облигациями государственного займа

Облигации государственного внутреннего выигрышного займа времён СССР. Что с ними делать? По ним выплачивается что-то? Можно что-то получить сейчас по этим облигациям?

Облигации Государственного внутреннего выигрышного займа давно «приказали долго жить». Инфляция и деноминации сделали своё чёрное дело и последние выплаты по облигациям Государственного внутреннего займа были просто смехотворны. Большинство держателей этих облигаций просто махнули на них рукой, поскольку выстаивать в сберкассе долгую очередь ради получения копеек — себе дороже.

Если облигации, которые сохранились у Вас на руках, находятся в идеальном состоянии и не имеют следов хождения, то какие-то ( достаточно малые ) деньги можно выручить за них, если предложить в клуб БОНИСТОВ в качестве коллекционного материала. Не хочу напрасно обнадёживать, поскольку могут и не взять — предложение значительно превышает спрос.

Те слухи, что периодически всплывают относительно намерения государства расплатиться по облигациям 1982 и 1992 годов, причём оптимисты предрекают курс обмена за 1 советский рубль — 1000 современных рублей — не более чем слухи. Этот долг, как и многие другие, государство себе простило.

Вопрос купли-продажи облигаций СССР, выпущенных в 1982 г., до сих пор актуален. Несмотря на то, что выпустившей их страны уже не существует, многие люди до сих пор хранят эти бумаги, надеясь, что со временем те принесут большую прибыль. Однако, обоснованность таких ожиданий весьма сомнительна.

Правительство СССР активно использовало облигации государственного внутреннего займа (ОГВЗ) для того, чтобы привлекать деньги населения в бюджет. По оценке различных источников, за время существования Союза было выпущено более 65 займов. Среди них имелись бумаги, рассчитанные на 5, 10 лет и более лет.

Несмотря на то, что большая часть тиражей советских облигаций пришлась на период до 1957 г., самым популярным стал выпуск 1982 г. Эти ценные бумаги не только предлагали купонный доход, но и давали право на участие в розыгрыше ценных призов. Они получили название облигации государственного займа (ОГВВЗ). Они оформлялись на предъявителя, предполагали доходность в 3% годовых и имели 3 различных номинала: на 25, на 50 рублей и на 100. Однако, зачастую кредитование государства путем покупки таких бумаг оказывалось не совсем добровольным со стороны граждан. Это было вызвано тем, что выплаты могли производиться с нарушением сроков и не в полном объеме. После распада СССР сложилось впечатление, что вложенные таким образом деньги, окончательно потеряны.

Читайте также:  Просто деньги займ что нужно чтобы взять кредит

Но в 1992 г. банк России начал программу по выкупу этих ОГВВЗ по курсу 160 рублей за бумагу номиналом в 100 рублей. Можно было как получить наличные деньги, так и обменять имеющуюся облигацию на выпущенную в этом году. Эти условия действовали до 31.12.1994 г. Граждане, отдавшие предпочтение обмену, могли сдать выпуск 1992 г. вплоть до 26.12.2005 г. После деноминации 1998 г. выкуп производился по соотношению 1000:1, т. е. за ценную бумагу номиналом 1000 рублей можно было получить 1 рубль. С 2006 г. погашение было прекращено. На текущий момент возврат денег по этим ОГВЗ невозможен.

В 1995 г. был произведен первый выпуск облигаций сберегательного займа (ОГСЗ). Благодаря соблюдению Минфином правил, установленных для этой бумаги, и своевременным выплатам, доверие населения к подобным активам возросло. Сейчас облигации федерального займа (ОФЗ) — популярный инструмент инвестиций.

Вопрос о погашении облигаций, выпущенных в 1982 г., не был забыт во многом благодаря усилиям Ю. Лобанова, который, не добившись справедливого возмещения долга в российских инстанциях, решился на обращение в ЕСПЧ. Результатом рассмотрения его дела стало решение о выплате ему 1 500 000 рублей, именно так европейский суд в 2012 г. оценил имеющиеся у него на руках ОГВВЗ.

Кроме этого наиболее резонансного решения, в течение последних 6 лет ЕСПЧ был принят и ряд других постановлений об обязанности РФ рассчитаться по долгам СССР.

Законодательно, после распада СССР, Россия стала правопреемницей его внутреннего долга. Правительство неоднократно давало гарантию его погашения. Однако, до сих пор не было предпринято никаких шагов по организации массовых выплат адекватных компенсаций.

В 2015 г. В.В. Путин подписал закон, предполагающий, что Россия вправе игнорировать решения ЕСПЧ. Поэтому получить выплаты таким путем в настоящий момент проблематично, несмотря на то, что европейский суд продолжает принимать решения в пользу обратившихся по этому вопросу россиян.

Сбербанк России в данный момент предлагает выкуп только государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов сберегательного банка СССР. Обменять какие-либо иные долговые обязательства советских времен в этом учреждении нельзя.

Чтобы оспорить позицию руководства кредитной организации, отстаивавшей утверждение, что стоимость этих ОГВВЗ составляет миллиарды рублей, Агентство по страхованию вкладов выставило этот пакет на торги по цене 1000 рублей к 1 рублю номинала. Столь высокая оценка и отсутствие ясности по срокам и условиям погашения облигаций способствовали провалу этого аукциона.

Читайте также:  Как взыскивают долги по займам

В сети интернет можно найти предложения о покупке облигаций, выпущенных в 1982 г., актуальные в 2018 г. Цена устанавливается индивидуально в зависимости от количества и состояния бумаг. Важным фактом является требование о предоставлении пакета документов, подтверждающих законность их приобретения.

Для тех, у кого на руках остались облигации 1982 г., воспользоваться подобным предложением — единственный способ получения денег за эти бумаги в 2018 г. Перед принятием решения об обращении к подобным скупщикам, следует учесть, что в интернете есть и неподтвержденная информация следующего рода:

  • советы не торопиться продавать ОГВВЗ 1982 г. за бесценок;
  • утверждения, что с каждым годом их цена растет;
  • обещания, что государство начнет возмещать их реальную стоимость.

Однако, многие эти статьи датированы еще 2013-2014 г., а никаких решений об этом на уровне правительства не принято. Поэтому если возникнет возможность продать эти бумаги, следует ее использовать.

Автор рассматривает ситуацию, когда государство фактически отказывается от своей обязанности в отношении индексации и компенсации по федеральным облигациям 1992 года. Государство нарушает справедливое равновесие между публичными и частными интересами в отношении погашения федеральных облигаций.

Автор формулирует алгоритм, с помощью которого государство может реализовать специальное нормативное регулирование, направленное на восстановление и защиту владельцев облигаций.

Облигации, на которые выпали выигрыши, а также не выигравшие облигации, подлежащие выкупу по их номинальной стоимости, могут быть предъявлены к оплате до 1 октября 2004 г. По истечении этого срока облигации, не предъявленные к оплате, утрачивают силу и оплате не подлежат (пункт 8 Условий).

Таким образом, Правительством РФ в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами в период до 1 октября 2004 г. осуществлялись мероприятия по выкупу указанных облигаций учреждениями Сбербанка России. После указанного срока все операции по этим ценным бумагам прекращены и никаких других компенсаций по ним не производится.

Если в установленный Правительством РФ период до 01 октября 2004 г. гражданин своим правом не воспользовался (облигации не были предъявлены к оплате), то государство не несет в дальнейшем обязательства по их погашению.

Постараемся разобраться, являются ли действия российского государства правомерными в отношении фактического отказа от исполнения своих обязательств в части индексации и компенсации по облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года. Кроме того, государство может мотивировать свои действия тем, что действующим законодательством не предусмотрены подобные выплаты.

Читайте также:  В чем отличие займа от ссуды

Попытаемся сформулировать алгоритм реализации государством правого механизма защиты интересов владельцев облигаций.

Как отмечает Конституционный Суд РФ в своем Определении от 13.06.2006 № 275О, компенсация держателям облигаций выигрышного займа соответствующих потерь могла бы производиться как на основе специального нормативного регулирования, так и с учетом положений других нормативных актов общего содержания, направленных на восстановление и защиту сбережений граждан.

Другими словами, КС РФ допускает возможность компенсации гражданам потерь по облигациям посредством специального нормативного регулирования.

В данном случае речь идет о последовательной политике государства в отношении защиты экономических интересов граждан.

Представленный законопроект устраняет пробел в решении вопроса о восстановлении и защите сбережений граждан, вложенных в ценные бумаги РФ.

Принятие проекта позволило бы восстановить справедливость и прекратить нарушение гражданских прав граждан РФ владельцев облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года.

В дальнейшем, данный проект был снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ 22.05.2001.

Европейский Суд по правам человека отмечает, что в подобных случаях (компенсация выплат по облигациям 1992) у государства отсутствует необходимый инструмент юридического обеспечения прав граждан (владельцев облигаций) и специальный порядок погашения облигаций указанного типа.

При этом государство не освобождается от обязанности обеспечить справедливое равновесие между публичными и частными интересами в отношении экономических интересов владельцев государственных облигаций.

Российское государство, предоставив право требовать погашения облигаций со стороны ее владельцев, лишило их возможности воспользоваться этим правом (право на индексацию и компенсацию выплат по облигациям), уклоняясь в течение многих лет от принятия соответствующих норм (в том числе, речь идет и о вышеприведенном Проекте Федерального закона № 990634952, который был снят с рассмотрения российским парламентом).

Учитывая, что законопроект, регулирующий обязанности государства по облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года вносился и обсуждался в парламенте. Подготовительная работа, необходимая для разработки такого законодательства, проводилась.

Кроме того, граждане – владельцы облигаций 1992 года имели законное ожидание на получения какой-либо формы компенсации. Они не оставались пассивными и демонстрировали активный подход, подавая индивидуальные и коллективные иски в национальные суды.

Важным элементом любого государства является соблюдение справедливого баланса между общественными интересами и правами гражданина. Верховенство права требует от государства не только уважать и применять предсказуемым и последовательным образом принятые им законы, но и вследствие этой обязанности также обеспечивать правовые и практические условия для их реализации.

Adblock
detector