Государственные займы могут быть внутренними и внешними

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Внутренние и внешние займы.Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Читайте также:  Как открыть займы под залог бытовой техники

Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 501 | Нарушение авторских прав

Внешний государственный займ – это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.


В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:

  • экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
  • финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
  • валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).

По срокам внешний займ классифицируется на:

  • краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
  • среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
  • долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).

Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:

  • темпов инфляции;
  • срока, на который выдается данная ссуда.
Читайте также:  Что будет с валютными заемщиками в украине

Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский вексель» или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами ценные бумаги государства обладают несколькими преимуществами:

  • характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
  • отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
  • имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное налогообложение.

Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:

  • срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
  • низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.

Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (банковская ссуда), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).

В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):

  • Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
  • Международная финансовая корпорация;
  • Международная ассоциация развития.

Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:

  • Европейский фонд валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
  • Европейский инвестиционный банк (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
  • Европейский фонд развития.


Минусы внешнего займа для европейских стран

Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.

Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.

В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:

  • Азиатский банк развития;
  • Межамериканский банк развития;
  • Африканский банк развития.


В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.

Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Читайте также:  Как оформить передачу товаров в счет погашения займа

Частные и государственные внешние займы являются формами вывоза кредитного капитала, служат источником прибыли стран-кредиторов, хорошо стимулируют их экспорт.

Внутренний государственный займ является одной из форм получения ссуды государством для выполнения своих функциональных обязанностей. Кроме того, внутренний займ государства – это, в первую очередь, часть системы финансов страны. Государство постоянно нуждается в привлечении денежных ресурсов дополнительно и в современной обстановке развития экономики, отмечают специалисты, является одновременно и заемщиком, и кредитором.


Внутренний займ – это инструмент регулирования государством денежного обращения, валютного курса, определения уровня ставки процентов. При нехватке собственных денег государство, чтобы устранить дефицит бюджета, применяет два основных источника его восполнения:

  • дополнительная эмиссия банкнот;
  • привлечение заемных средств от своих граждан, а также от предприятий.

Внутренний займ государства состоит из:

  • денег населения;
  • средств юридических лиц.

Внутренний займ государства представлен следующими формами:

  • госкредиты, для обеспечения которых применяется эмиссия ценных бумаг;
  • займы центрального банковского учреждения;
  • займы предприятий и коммерческих организаций.

Внутренние долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года), среднего срока действия (до 5 лет) или долгосрочными (до 30 лет).

По праву выпуска или по субъектам заемных отношений вышеуказанные долговые обязательства государства классифицируются на:

  • размещаемые центральными органами власти;
  • размещаемые местными органами власти.

Внутренний займ государства может реализовываться среди:

  • граждан страны;
  • юридических лиц;
  • и среди граждан, и среди предприятий.

По методам размещения внутренние долговые обязательства классифицируются на:

  • добровольные;
  • принудительные;
  • размещаемые по подписке.

Следует отметить, что на сегодняшний день используются исключительно только займы на добровольных основаниях. Принудительные кредиты применяются на территории государств, которые отличаются присутствием тоталитарного режима управления.

Государственные облигации в зависимости от обязанностей заемщика придерживаться сроков погашения кредита могут быть:

  • обязательствами без права долгосрочного погашения;
  • обязательствами с правом долгосрочного погашения.

Внутренний займ государства по форме выплаты прибыли делится на:

  • процентно-выигрышный (владельцы долговых обязательств этого вида кредита ежегодно получают твердый, стабильный доход );
  • выигрышные (получатель располагает доходом в виде выигрыша в момент погашения облигации);
  • целевые или беспроцентные (предусматривается выплата прибыли держателям облигаций или гарантируется получение конкретной соответствующей продукции, спрос на которую не удовлетворяется в момент выпуска займа ).


Следует отметить, что гособлигации в зависимости от метода определения прибыли могут приносить:

Кроме того, внутренний займ государства может быть:

  • облигационным (предусматривает эмиссию ценных бумаг);
  • безоблигационным (оформляется методом подписания договорного соглашения или же путем записей в специальных долговых книгах).

Также в зависимости от обеспечения внутренний займ государства классифицируется на:

Специалисты отмечают, что внутренний займ государства может быть оправданным только в том случае, если он применяется эффективно.

Adblock
detector