Как учитывать займ в бюджете

Согласно положениям пункта 16 ПБУ 13/2000, бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. Общий порядок учета заемных средств, как уже говорилось ранее, установлен ПБУ 15/01. Согласно пункту 4 ПБУ 15/01 организация-заемщик отражает задолженность в бухгалтерском учете только в момент передачи денег. В то же время ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта отражения в учете поступлений бюджетных средств:

При первом варианте государственная помощь отражается в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.

Организацией в бухгалтерском учете при первом варианте делаются следу-ющие записи:

отражена сумма причитающегося к получению целевого финансирования;

отражено получение организацией целевого финансирования.

При втором варианте организацией делаются следующие проводки:

отражено получение организацией субсидий в виде бюджетного кредита;

отражена сумма бюджетных средств, направленная на финансирование текущих расходов.

Валютный счет применяется, например, когда государство, предоставляет организации кредит на закупку оборудования за границей.

Средства по заемным обязательствам, стоимость которых выражена в ино-странной валюте, согласно требованиям пункта 4 ПБУ 3/2000, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат пересчету в рубли по курсу Банка России.

Таким образом, если организация получила государственный кредит в ино-странной валюте, то при выборе первого варианта отражения таких средств в бух-галтерском учете возникают курсовые разницы.

ПБУ 16/01 устанавливает порядок отражения курсовых разниц по причитаю-щимся к оплате процентам по кредитам. Курсовые разницы, возникающие при пересчете стоимости заемных обязательств, отражаются в составе внереализаци-онных доходов (расходов).

Бюджетные кредиты могут быть предоставлены организации в виде беспро-центных займов, займов с пониженным процентом и т. п.

В случае если бюджетные кредиты предоставлены с условием выплаты про-центов, то задолженность по таким кредитам должна показываться в бухгалтер-ском учете с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процен-тов согласно условиям договоров. Рассмотрим, какой порядок отражения в учете начисленных процентов установлен в бухгалтерском учете.

Задолженность по процентам за пользование бюджетным кредитом отража-ется следующей бухгалтерской записью:

отражена сумма задолженности по уплате процентов по бюджетному кредиту;

Кроме того, в пояснительной записке к годовому отчету необходимо рас-крыть информацию о назначении и величине бюджетных поступлений.

Дата документа 01.11.2013
Метки Статья

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Кассовое исполнение расходной части бюджета не всегда отличается равномерностью в течение года. Кроме того, зачастую возникают непредвиденные обстоятельства в виде стихийных бедствий, природных явлений, требующих расходования бюджетных средств для нормализации обстановки. Также к «внеочередным» расходам бюджетов относятся, например, расходы на подготовку к проведению крупнейших международных спортивных соревнований и др. Все эти причины могут привести к необходимости получения бюджетного кредита. Об особенностях предоставления, учета и реструктуризации бюджетных кредитов расскажем в настоящей статье.

Понятие бюджетного кредита определено в статье 93.2 Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).
Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
Как правило, бюджетные кредиты предоставляются субъектам РФ или муниципальным образованиям, но могут предоставляться юридическим лицам, в том числе иностранным. Государственные (муниципальные) учреждения также могут выступать получателями бюджетных кредитов при условии соблюдения ряда условий Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях предоставления экспортного бюджетного кредита.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности (п. 2 ст. 93.2 БК РФ).
Бюджетные кредиты являются средствами целевого финансирования. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.
Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Читайте также:  Можно ли взять еще займ если один уже есть в домашних деньгах

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, осуществлению процентных и иных платежей, предусмотренных договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).
Обратите внимание! Муниципальные образования, государственные (муниципальные) учреждения не освобождены от необходимости предоставлять обеспечение для получения бюджетного кредита.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности) (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).

Читайте также:  Как списать займ учредителя после его смерти

Согласно пункту 2 статьи 93.2 БК РФ бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?

P.S. А еще у нас весело 🙂

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет (п. 2 ст. 93.3 БК РФ).

Если бюджетный кредит предоставляется муниципальному образованию, то заемщик должен обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

То есть в договоре о предоставлении бюджетного кредита могут быть прописаны следующие виды обеспечения исполнения обязательств:

  • банковские гарантии;
  • поручительства;
  • государственные или муниципальные гарантии;
  • залог имущества в размере не менее 100 %.

Принятие имущества на забалансовый счет 10 производится в сумме обязательства, в обеспечение которого получено имущество, на основании оправдательных первичных учетных документов (п. 351 Инструкции № 157н). При исполнении обязательства, в обеспечение которого было получено имущество, производится списание суммы обеспечения с забалансового счета 10 (абз. 3 п. 351 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по забалансовому счету 10 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам его хранения, а также обязательствам, в обеспечение которых они поступили (п. 352 Инструкции № 157н, Приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее — Приказ № 52н).

Читайте также:  Как отразить займ в форме 4

Аналитический учет по счету 0 207 11 000 ведется в Карточке учета выданных кредитов, займов (ссуд) (ф. 0504057) в разрезе видов заимствований и дебиторов, а также сумм основного долга, начисленных процентов, штрафов и (или) пеней (п. 210 Инструкции № 157н, Приложение № 5 к Приказу № 52н).

Бухгалтерские записи по отражению в учете кредитора банковской гарантии, бюджетного кредита, а также начисленных на него процентов согласно пункту 82 Инструкции № 162н, приведены в таблице.

№ п/п

Операция

Дебет

Кредит

Документ БГУ2 / типовая операция

Получение обеспечения исполнения обязательства по бюджетному кредиту в виде банковской гарантии

Предоставление из бюджета бюджетных кредитов с лицевого счета, открытого в органе казначейства

КИФ 1 207 11 540

КИФ 1 304 05 540

Начисление процентов по предоставленным кредитам, займам (ссудам)

КДБ 1 207 11 540

КДБ 1 401 10 120

Погашение задолженности по предос­тавленным бюджетным кредитам

КИФ 1 210 02 640
КИФ 1 201 21 510
КИФ 1 201 27 510
17 (КИФ, КОСГУ 640)

КИФ 1 207 11 640

Погашение начисленных процентов по предоставленным бюджетным кредитам

КДБ 1 210 02 120

КДБ 1 207 11 640

Списание сумм обеспечения исполнения обязательства по бюджетному кредиту в виде банковской гарантии по окончании выплаты долга

Согласно пункту 211 Инструкции № 157н и Приложению № 5 к Приказу № 52н отражение операций по счету 0 207 11 000 осуществляется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071), а в части операций по переоценке сумм заимствований и начислению процентов, пеней (штрафов) — в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Согласно Приложению № 5 к Приказу № 52н для отражения результатов инвентаризации задолженности по кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете в учреждении применяется Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083). Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083) заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.

Для включения функционала по учету выданных и полученных кредитов и займов, учету долговых обязательств необходимо включить флаг Учет кредитов, займов, долговых обязательств на странице Специализированные подсистемы формы настройки параметров учета (раздел Администрирование, команда Настройка параметров учета).

Бухгалтерские записи по отражению в учете кредитора банковской гарантии, бюджетного кредита, а также начисленных на него процентов и документы, которыми они формируются в программе, приведены в таблице.

Согласно Приложению № 1 к Инструкции № 162н предоставление и погашение основного долга по бюджетному кредиту в учете кредитора отражается по бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ), а возврат и начисление процентов — по бюджетной классификации доходов бюджетов (КДБ).

Приложениями № 6, № 7 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, далее — Указания № 65н) установлены следующие коды бюджетной классификации:

Adblock
detector