Какими видами ценных бумаг оформляются государственные займы

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).Облигация имеет номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

– доверие кредиторов государству;

– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

– дополнительные поступления от налогов;

– экономия средств от сокращения расходов;

– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Как уже отмечалось, государственные займы являются основной формой государственного кредита. Классификация государственных займов осуществляется по следующим признакам:

1) по правовому оформлению различают государственные займы, которые оформляются подписным обязательствам или предоставляются на основании соглашений (безоблігаційні), и обеспеченные выпуском ценных бумаг (облигационные). Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке;

2) в зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние — на внутреннем финансовом рынке (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние — поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов;

Читайте также:  Как перечислить деньги по договору займа физическому лицу

3) по праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления от них направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и мобилизованные средства направляются в соответствующие местные бюджеты;

4) по характеру использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать;

5) в зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования — материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. их надежность определяется авторитетом государства, ее статусом в мировом сообществе;

6) согласно срока погашения задолженности различают краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

7) по характеру выплаты дохода государственные займы делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). По процентным займам доход выплачивается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая меняется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплата процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводится ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. Если выигрышные займы, то выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей-выигрышей. Доход таким образом получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли. Такая система целесообразна при незначительных суммах займа, приходящихся на одного человека, вследствие чего процентный доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству. Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги покупаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора. За такими ценными бумагами отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном;

8) по характеру погашения задолженности различают единовременную выплату и выплату частями. В случае погашения частями может применяться три варианта. Первый заем погашается равными частями в течение нескольких лет. Второй — заем погашается каждый раз нарастающими суммами. Третий — каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий — наоборот, когда доходы будут уменьшаться или расти государственные расходы;

9) в зависимости от обязательств государства в погашении долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих предпосылках:

— наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

— доверие кредиторов к государству;

— заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

— возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход. Исходной предпосылкой является наличие кредиторов. Доверие кредиторов к государству

несколько выше, чем до эмитентов — юридических лиц. Именно этот фактор надежности составляет основу заинтересованности кредиторов.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

— доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

— дополнительные поступления от налогов;

— экономия средств от уменьшения расходов;

— привлеченные от новых займов средства (рефинансирование долга).

Наиболее реальным источником погашения государственных займов являются доходы, полученные от инвестирования заемных средств. Поступления от увеличения налогов или экономия от уменьшения расходов выступают также реальными источниками, однако при условии, что увеличение налоговых поступлений достигается за счет расширения налоговой базы в результате использования займов, путем введения новых налогов или увеличение ставок действующих.

Эмиссия денег является фиктивным источником погашения кредита, поскольку вследствие нее инфляция обесценит возвращены государством кредиторам средства.

Читайте также:  Что такое эффективная ставка по договору займа

Рефинансирование погашение старых долгов за счет выпуска новых займов ведет к постоянному росту государственного долга. Если такую политику проводить постоянно, то это может привести к финансовому краху, поскольку государство рано или поздно становится неплатежеспособной.

Эффективность государственных кредитных операций определяется по формуле:

где Н — поступления по системе государственного кредита; р — расходы по системе государственного кредита.

в то же Время сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения, и в итоге — на экономическое развитие общества.

Государственные займы— это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения:

— размещаемые по подписке;

По обеспеченности долговых обязательств:

— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);

— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

— краткосрочные (срок погашения до одного года);

— среднесрочные (до пяти лет);

— долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);

— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);

— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

— внутренние;

По методу определения доходов:

—с твердым доходом;

— с “плавающим” доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

—с правом досрочного погашения;

— без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга), рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди прави-тельственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются правительством, местными органами власти, государственными организациями, учреждениями (либо организациями и учреждениями под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения (юридических и физических лиц), называютсягосударственными ценных бумагами.

Государственные ценные бумаги выпускаются в целях:

— финансирования бюджетного дефицита;

— погашения ранее выпущенных размещенных государственных займов;

— кассового исполнения государственного бюджета;

— обеспечения равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года;

— финансирования целевых программ местных органов власти;

— финансовой поддержки учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономи-ческое и социальное значения.

В статье 75 Конституции РФ установлено, что порядок выпуска государственных займов в Российской Федерации определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных (или муниципальных) ценных бумаг на основе ст. 8 Федерального закона “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” утверждаются соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Эмитентом, или органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РФ, выступает федераль-ный орган исполнительной власти — юридическое лицо, функцией которого является по решению Правительства РФ составление и (или) исполнение федерального бюджета. В части 4 ст. 75 Конституции РФ закреплен принцип добровольности размещения государственных займов в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса РФ к ценным бумагам относятся: госу-дарственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Читайте также:  Может ли ломбард выдавать займы под залог птс

Одним из самых распространенных видов ценных бумаг являются облигации внутреннего государственного займа.

Гражданский кодекс РФ в ст. 816 дает следующее определение облигации (от лат. obligatio — обязательство).

Облигация — это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Кроме того, облигация предоставляет право ее держателю на получение фиксированного процента от ее номинальной стоимости.

Облигации бывают разных видов:

— на предъявителя и именные;

— процентные и беспроцентные, выигрышные;

— свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения;

— выпущенные: а) Правительством РФ или Министерством финансов РФ; б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) органами местного самоуправления.

Все перечисленные виды облигаций в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями) допускаются к публичному размещению.

Основное предназначение муниципальных займов — частичное погашение бюджетного дефи-цита, а также развитие самих муниципальных образований.

Цены облигаций (их курс), а также иных государственных муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их номиналу (нарицательной стоимости).

Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных иму-щественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

По договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ, а заимодавцем — физическое или юридическое лицо.

Обеспечить надежную систему наполнения казны государства денежной наличностью, а также дать возможность юридическим и физическим лицам получать доход на свои временно свободные денежные средства призванрынок государственных ценных бумаг. Этот рынок можно разделить на:

— первичный, обеспечивает размещение всех видов государственных ценных бумаг, акций и облигаций предприятий компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпус-каемых банками, векселей);

— вторичный, в основном внебиржевой рынок, образованный торговцами ценных бумаг при помощи прежде всего телефона и компьютера, а также в результате личных контактов.

На вторичном рынке государственных ценных бумаг напрямую или через посредников работают почти все финансовые институты.

Государственные ценные бумаги делятся на:

— рыночные, свободно обращающиеся, которые могут перепродаваться после первичного размещения другим субъектам (казначейские векселя, среднесрочные инструменты, долгосрочные государственные облигации);

— нерыночные, которые не могут свободно переходить от одного держателя к другому; они размещаются среди специализированных финансовых институтов и населения.

К нерыночным правительственным (государственным) ценным бумагам в США относятся сберегательные облигации, иностранные правительственные серии, серии правительственных счетов и серии местных органов власти.

Рынок государственных ценных бумаг входит в состав фондового рынка.

Одним из видов внутренних государственных займов являются казначейские обязательства. Казначейские обязательства—это вид государственных ценных бумаг, размещаемых на добровольной основе среди физических и юридических лиц. Казначейские обязательства удостоверяют внесение их держателями денежных средств в бюджет и дают право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения ими. В постановлении Правительства РФ “О выпуске казначейских обязательств” от 9 августа 1994 г. указано, что выпуск этих ценных бумаг осуществляется “в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции”. Их эмитентом является Министерство финансов РФ. Казначейские обязательства выпускаются и обращаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке.

Форму казначейских обязательств могут иметь также и муниципальные займы.

Adblock
detector