Может ли банк запросить отчетность заемщика в налоговой

. Опасно сдавать в банк более ликвидную отчетность

У налоговой цель другая и бухгалтерская отчетность ее интересует только потому, что установлена обязанность ее сдавать, и есть ответственность за несдачу.

При такой полярности интересов ситуация для российской действительности вполне прогнозируемая. Оно предусматривает порядок обмена информацией между Банком России и ФНС.

Банк России на момент отправки запроса в налоговый орган должен быть осведомлен о том, что согласие от налогоплательщика получено.

Соответственно, непонятно, должны ли быть показатели какой-либо отчетной формы бухгалтерского и налогового учета опубликованы в Интернете или в СМИ полном объеме или возможны выдержки из формы. Хотелось бы верить, что Банк России, предъявляя требование добросовестности к заемщикам, и сам будет играть по своим же правилам. Чем это все грозит налогоплательщикам?

Во-первых, банки получат доступ ко всей налоговой и бухгалтерской отчетности заемщика и будут сравнивать ее с теми данными, которые есть у них, поэтому представить более ликвидную отчетность в банк уже не получится.

В качестве примера перечня необходимых финансовых документов мы взяли список документов, которые запрашивает Сбербанк РФ Останавливает предпринимателей только один вопрос: будут ли проверять представленные документы? Мы говорим не о неофициальных подходах к решению проблем по получению кредитных ресурсов, а о взаимодействии банков и налоговых служб.

Так вот, действительно, могут проверить представленную бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Указанная информация представляется в порядке согласованном ФНС и ЦБ РФ по запросам за исключением случаев, когда это противоречит законодательству РФ. Остановимся подробнее на тех положениях этого документа, которые непосредственно затрагивают интересы заемщиков. При подтверждении бухгалтерской отчетности, представленной налогоплательщиками в электронном виде с использованием квалифицированной ЭП налогоплательщика и квалифицированной ЭП должностного лица налогового органа, предусматривается следующее: СКП, необходимые для проверки квалифицированной ЭП должностного лица налогового органа, размещены на сайте ФНС по адресу http://uc.

Т.к.к как правило банки блокируют все счета до окончания проверки.

Иван, т.к. Вы уже обслуживались в банке, то не применим, т.к. в указанном пункте речь о тех клиентах, которые только будут приняты банком для обслуживания. Т.к. сумма превышает 600 т.р., то они обязаны провести проверку, в связи с чем сделали запрос.

налоговый консультант 1C-WiseAdvice Что делать?

Речь идет о суммах в размере 50-100 тыс.

руб. Законно ли требование? Банк обязан следить за необычными операциями, которые проводят его клиенты (ст. 7 закона № 115). Если компания стала активно пользоваться корпоративной картой, это может вызвать подозрение у банка.

Поэтому лучше ответить на требование. Как тут не вспомнить героя из любимого с детства мультика. Печкину тоже хотелось докУментов.

Кредитные организации смогут затребовать данные по налогам, но не у всех. К числу признаков, при которых банки должны отреагировать, относятся:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • списание денежных средств со счета производится проводятся регулярно (как правило, ежедневно) или проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;

    Банк запрашивает эти документы в рамках закона № 115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

    Если компания по требованию банка не представит документы, он вправе отказать в выполнении ее распоряжения о совершении операции (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ

    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    ).* Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 3173/13 Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа!

    Читайте также:  Какой минимальный процент по договору займа между ооо и ип

    Получить ответ Новое

    Срок на вынесение блокирующего решения по ним равен 3 годам. Судебная практика свидетельствует, что нет.

    Например, блокировка счета до истечения 10-дневного срока была признана незаконной при рассмотрении дела в Дальневосточном округе (постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2009 № Ф03-2455/2009). Кроме того, если на следующий день после предоставления подтверждающих своевременную сдачу отчетности доказательств (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ) налоговая не разблокирует счет, то к ней можно предъявить требования об уплате процентов (п.

    9.2 ст. 76 НК РФ). С тем, что налогоплательщик может свободно распоряжаться суммой денег на счету, превышающей ту, что указана в решении о блокировке, согласны и суды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 № А56-75387/2009). Случаи неправомерной блокировки счетов налогоплательщиков, к сожалению, все же не редкость в наши дни.

    В основном такая ситуация связана с неоднозначным толкованием норм Налогового кодекса. Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Коммерческие банки теперь имеют возможность запросить сведения о начисленных и уплаченных налогах клиента.

    • При зачислении и списании со счета клиента денежных средств от множества резидентов, счета которых открыты в других коммерческих банках России;
    • Если денежные средства списываются в течение двух дней с их зачисления;
    • Денежные средства списываются каждый день;
    • Клиент, на счет которого поступают и списываются денежные средства, не имеет обязательств по налогам. Маленькая налоговая нагрузка;
    • Налоги и иные обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации с данного счета не производятся или же осуществляются в несопоставимом с деятельностью клиента размере.
    • Налоговая декларация с рассчитанной суммой налога;
    • Платежные документы, подтверждающие уплату налогов;
    • Документы, на основании которых юридическое лицо освобождено от уплаты налогов.

    С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г.

    № 395-I Реквизиты решения: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. № А67-1604/2012 по требованию о признании недействительным решения налогового органа. Доводы заявителя (банка): представление банком документов по запросу налогового органа является нарушением банковской тайны.

    Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации.

    Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п.

    Центробанк рекомендует банкам проверять соответствие бухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой заемщиками при получении кредитов и отражаемой в отчетах для налоговых органов.

    Для проведения такой сверки ЦБ предлагает банкам активно пользоваться информацией с сайта Федеральной налоговой службы и ее территориальных отделений. Данная рекомендация ЦБ направлена на повышение эффективности оценки банками рисков при решении вопроса о предоставлении кредита. Проводить сверку рекомендуется по телекоммуникационным каналам связи.

    Соответствующее письмо Банк России направил своим главным территориальным управлениям.

    Налогоплательщики, представляя в налоговые органы отчетность по телекоммуникационным каналам связи, получают подтверждающие документы, заверенные электронной цифровой подписью (ЭЦП) должностного лица налогового органа.

    Также Банк России рекомендовал кредитным организациям разработать или приобрести программный продукт, позволяющий проверять подлинность ЭЦП и просматривать документы на сайте налоговых органов. В случае реализации данного предложения ЦБ планировал устанавливать дифференцированные коэффициенты риска при расчете достаточности капитала банка: пониженные по тем заемщикам, которые раскрывают на сайте ФНС свою отчетность, и повышенные — по заемщикам, не давшим согласие на раскрытие.

    Председатель ЦБ Сергей Игнатьев еще в апреле 2010 года заявил, что банк России направил в Минфин предложение создать на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) информационный ресурс, содержащий квартальную бухгалтерскую отчетность юридических лиц.

    Читайте также:  Что такое полная стоимость потребительского займа

    ЦБ отмечает, что если представленная кредитной организации информация в электронном виде подтверждается той, что была подана в налоговый орган, представления отчетности на бумажном носителе в целях соблюдения нормативных актов Банка России уже не требуется.

    «Данная мера не решает основной проблемы — подтверждения достоверности отчетности, которую заемщик сдает в налоговые органы или банки. Основной риск — это то, что предоставляемая отчетность не отражает текущее финансовое состояние заемщика: процесс сверки одного комплекта с другим не повышает надежность отчетности, а лишь говорит о последовательности заемщика в своих действиях», — считает партнер BDO в России Денис Тарадов.

    «Я думаю данная инициатива будет иметь положительный эффект с точки зрения оценки рисков заемщика. На оперативности рассмотрения заявок это вряд ли скажется, так как документооборот для этого должен перейти практически полностью в электронный формат. Остается открытым вопрос: будет ли ЦБ повышать уже имеющиеся коэффициенты по отношению к заемщикам, не давшим согласие на раскрытие, или понижать базовую величину для давших согласие. От этого будет зависеть изменение кредитной политики некоторых российских банков», — говорит руководитель департамента развития бизнеса ФГ БКС Станислав Хализов.

    «При анализе заемщиков банки готовы принимать и управленческую отчетность, которая используется только для внутренних целей, лишь бы она показывала реальную картину. Если же ЦБ хочет разработать формальные оценки качества отчетности, то логично было бы привязаться к наличию или отсутствию аудиторского заключения к отчетности, предоставляемой заемщиком, и уже от этого показателя вводить дифференцированные коэффициенты при расчете достаточности капитала», — высказывает свое мнение Денис Тарадов.

    Наталья Ванина
    Руководитель группы бухгалтеров

    Компаниям, которые ради получения кредита поручают своей бухгалтерии подготовить для банков специальную «красивую» отчетность, надо быть аккуратнее. Все, кто приукрашивает отчетность, находятся в группе риска. Сама компания может лишиться возможности в дальнейшем получать кредиты и нарваться на выездную налоговую проверку, а ее директор может быть привлечен к уголовной ответственности за незаконное получение кредита.

    Ни для кого не секрет, что раньше для получения кредита компании делали специальную, «красивую» отчетность – для банка. Кредитные организации не хотели терять клиента, но знали внутренние требования, установленные ЦБ РФ, к показателям деятельности, которым должен соответствовать клиент со стабильным финансовым положением. А потому зачастую сами просили компанию-заемщика «нарисовать» более привлекательную отчетность. Теперь такая практика стала очень опасной.

    Теперь банки могут оперативно сверять ту отчетность, которую им показывает заемщик, с той информацией, которой владеет ИФНС. Банкиры смогут более эффективно контролировать кредитоспособность компаний, а ФНС – выявлять недобросовестных налогоплательщиков. Каким образом будет осуществляться обмен информацией об отчетности компаний, ФНС и Центробанк договорились в совместном письме ( письмо ЦБ РФ № 01-40-7/7949, ФНС России № ММВ-20-2/150@ от 02.10.2017 ).

    Новая система обмена сведениями об отчетности будет работать так. В ходе проверок банков Центробанк изучает отчетность, предоставленную клиентами в кредитное учреждение при оформлении кредита. Если кредит выдан на сумму более 60 млн руб., в ЦБ сверят отчетность заемщиков с данными налоговиков. Для этого регулятор отправит запрос в ФНС для проверки достоверности отчетности. Налоговые органы должны подтверждать или опровергать соответствие бухгалтерской и налоговой отчетности.

    Правда, есть одно «но»: налоговики ответят на запрос, только если компания согласилась, чтобы ее налоговая тайна стала общедоступной. Для этого в инспекцию подают специальную форму (утв. приказом ФНС России от 15.11.16 № ММВ-7-17/615@ ).

    Если показатели отчетности расходятся, об этом будут знать как налоговики, так и банкиры.

    Читайте также:  Что относится к инструментам займа

    Поскольку нововведение еще не обкатано, и практики по возможным ситуациям нет, сложно на 100% точно предугадать возможные варианты последствий для бизнеса. Но можно перечислить самые вероятные.

    При серьезном кредитовании банк и раньше мог запросить налоговую отчетность у самой компании (конечно, она могла ее не предоставить, но тогда возникли бы сложности с кредитом). Так что при получении крупных кредитов изменения маловероятны.

    Сложнее с кредитованием на небольшие суммы, если речь идет о работе с малым и средним бизнесом, обычным банковским обслуживанием и т.д.

    Если банк действительно сможет сравнивать свои данные и данные, поданные компанией-заемщиком в ИФНС, то нововведение может иметь довольно неприятные последствия для бизнеса.

    Банки сейчас неохотно работают с потенциальными нарушителями. И если сообщить банку одну выручку (в том числе, плановую), а в отчетности – другая, то у компании возможны сложности. Какие именно – зависит от договора с банком, и от того, что от него нужно клиенту. Не исключено, что банк в договоре предусмотрит свое право заблокировать счет или расторгнуть договор на обслуживание, либо повысить ставки по кредиту. Все эти меры будут предусмотрены для тех, чья информация для банка не совпадает с отчетностью для ИФНС.

    Стандартная ситуация: банк выдает кредит под залог основных средств и прочего имущества. Зачастую в такой ситуации компания приносит заключение оценщика о стоимости имущества. Если она значительно отличается от балансовой, то это не нарушение (в бухучете фирма вправе переоценивать основные средства, но не обязана).

    Но очевидно, что подобные отличия могут вызвать у банкиров закономерный вопрос: оправдано ли заключение оценщика, если приведенная там стоимость в разы превышает балансовую? Значит, для получения кредита фирме лучше проводить переоценку и в бухучете. Но это лишняя работа и, главное, рост платежей по налогу на имущество.

    Если будет установлено, что компания подала в банк недостоверную (подложную) отчетность, ее признают недобросовестной и в будущем ей трудно будет получить кредит. Кроме того, вырастет риск выездной проверки. Недавно ФНС на своем сайте nalog.ru предупредила о том, что поддельная отчетность для банка – критерий риска для налоговиков

    Это уже крайняя мера, но, тем не менее, такой вариант развития событий вполне возможен.

    Электронный документооборот банкиров с налоговой

    С 2018 года банки начали работать с госорганами в электронной системе ( постановление Правительства РФ от 02.10.17 № 1202 ). В электронном виде будут: налоговая отчетность, учредительные документы из ФНС, данные о недвижимости из Росреестра, бухгалтерская отчетность из Росстата, справки 2-НДФЛ, декларации 3-НДФЛ. Банки будут получать эти документы из госорганов в электронном виде. Ведомства автоматически перешлют их по запросу банка. Это упростит работу как банкирам, так и их клиентам, так как не нужно будет собирать бумажные документы и нести их в банк при оформлении кредитов или при открытии счета.

    Очевидно, что компании должны быть заинтересованы в достоверности отчетности для банкиров (если они, действительно, могут ее сверять). Чтобы избежать проблем, важно следить за тем, чтобы компания сдавала в банк и в налоговую одинаковую отчетность.

    Обеспечение налоговой безопасности вашего бизнеса в глазах налоговой и привлекательность вашей компании как заемщика входит в стандарты нашего обслуживания. Мы помогаем нашим клиентам подготовить достоверную, привлекательную для банков отчетность. Одновременно следим за тем, чтобы компания не заплатила лишние налоги.

    С нами вы будете уверены в том, что отчетность вашей компании понравится и налоговой, и банкам. А значит, не будет проблем с кредитованием и снизится риск назначения проверки.

  • Adblock
    detector