Имеет ли право бюджетное учреждение выдать займ

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. В договоре следует отразить: сумму и валюту долга, порядок и срок возврата денежных средств (возврат будет производиться частями или сразу в полном объеме; сумма будет вноситься в кассу или удерживаться из зарплаты), размер и порядок уплаты процентов, если заем не беспроцентный * (ежемесячно или в полном объеме в момент возврата основного долга). * Как правило, учреждения предоставляют своим работникам беспроцентный заем. Обратная ситуация крайне редка. Поэтому далее в статье будет рассмотрено предоставление именно беспроцентного займа.

В соглашении можно прописать, что сотрудник возвращает долг частями. Это удобно и для заемщика, и для учреждения. Ведь такой пункт дает последнему право на дополнительный контроль.

С работником, которому выдают заем, необходимо заключить договор займа. Основные требования к договору займа содержатся в гл. 42 ГК РФ. По данному договору одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п.
1 ст. 807 ГК РФ). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. В договоре следует отразить: валюту займа, сумму, срок, на который выдаются денежные средства, способ уплаты, размер и порядок уплаты процентов, если заем не беспроцентный (проценты уплачиваются ежемесячно или в полном объеме в день полного погашения основного долга). Можно предусмотреть в договоре, что работник возвращает долг частями.

Исключение составляют доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств. К налоговой базе, облагаемой НДФЛ по повышенной ставке, налоговые вычеты не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ). Порядок расчета материальной выгоды установлен п. 2 ст.
212 НК РФ.

Закона об НКО оно не вправе распоряжаться без согласия собственника любым недвижимым имуществом. Даже в том случае, если приобрело его за счет средств от ПДД.Также без согласия учредителя бюджетное учреждение не вправе передать в залог особо ценное движимое имущество (далее — ОЦДИ), но не все, а только то, которое за учреждением закрепил учредитель или которое оно приобрело за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Напомним, что особо ценным движимым имуществом для учреждения является имущество, без которого бюджетному учреждению трудно осуществлять свою уставную деятельность.

Его виды и перечень устанавливает учредитель с учетом порядка отнесения имущества к категории ОЦДИ, установленного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.

Оформление соглашения о беспроцентном займе При заключении договора о кредитовании с сотрудником сделка должна производиться в письменном виде (ст. 808 ГК РФ, ст. 5 ФЗ №82 (19.06.00)). В качестве образца может использоваться стандартный кредитный договор, в который добавляются специфические условия, касающиеся конкретной сделки. Величина процентной ставки за пользование ресурсами прописывается в тексте документа.

Если размер ставки не указан, то получатель ссуды обязан производить оплату вознаграждения по займу в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на день погашения долга. В ситуации с беспроцентной сделкой условие должно прописываться с указанием ставки в размере 0% (ст. 809 ГК РФ).
Заключение Подводя итог вышеизложенному, отметим, что получение кредита для бюджетного учреждения — дело весьма трудоемкое, хотя и не запрещенное в настоящее время законодательством РФ.Поэтому представляется, что у законодателей есть два пути для решения данного вопроса. Первый — самый простой: внести в ГК РФ и в Закон об НКО четкий запрет на предоставление и получение бюджетными учреждениями кредитов и займов.Однако они почему-то не торопятся принять такие поправки, о которых Минфин России сообщал еще в 2013 году, имея, видимо, в виду, что в случае недостаточности бюджетных средств законодательство не будет чинить препятствий бюджетному учреждению к получению кредита. А если что — ответственность будут нести его руководитель и учредитель.Если все же будет разрешено бюджетным учреждениям получать кредиты, то следует нормативно закрепить все нюансы получения подобного кредита.

Читайте также:  Кто может быть заемщиком под покрытие эксар

В частности это хорошо наблюдается в кредитовании, получении займов. Когда заемщик, выплачивая долг, сверху должен уплатить проценты за пользование кредитом, а если договор беспроцентный (для сотрудника, например), то на сотрудника возлагается уплаты НДФЛ. Законодательная база Соглашение беспроцентного займа, которое заключается между предприятием и сотрудником, составляется, исходя из запросов ГК РФ, а именно главы 42 этого документа.

Также в случае оформления такого договора действует НК РФ. Займ считается беспроцентным согласно содержанию ст. 809 ГК РФ. Как таковых ограничений или запретов в законодательстве России нет на беспроцентные ссуды от компании, важно только чтобы в бухгалтерской отчетности это было правильно и грамотно указано.

Имеет значение правильность составленного договора, иначе, могут возникнуть нюансы.
Единый социальный налог при этом не начисляется, поскольку материальная выгода, возникающая у работника при получении им беспроцентного (льготного) займа, не является выплатой по трудовому договору и, следовательно, не признается объектом обложения единым социальным налогом. Разъяснение по данному вопросу содержится в письме Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-01/101. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с материальной выгоды необходимо удержать с работника. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) российские организации, от которых (или в результате отношений с которыми) налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с указанных доходов (п. 4 ст. 226 НК РФ). Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты, из которой производится удержание. С суммы материальной выгоды НДФЛ удерживается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Имеет ли право бюджетная организация выдавать своим работникам беспроцентные займы и займы под льготные проценты?

Бюджетное учреждение может выдавать займы работникам за счет средств, полученных от деятельности , приносящей доход (за счет чистой прибыли), если предоставление указанных займов предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации и данное направление расходования средств предусмотрено в генеральном разрешении (разрешении) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Расходы на указанные цели должны быть также предусмотрены в смете доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, и отражаться в бюджетном учете на счете 2 207 01 000 “Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“.

Порядок оформления займа

Читайте также:  Как я брал займ через интернет

определен Гражданским кодексом Российской Федерации (Далее — ГК РФ). С работником, которому выдают заем, необходимо заключить договор займа. Основные требования к договору займа содержатся в гл. 42 ГК РФ. По данному договору одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. В договоре следует отразить: валюту займа, сумму, срок, на
который выдаются денежные средства, способ уплаты, размер и порядок уплаты процентов, если заем не беспроцентный (проценты уплачиваются ежемесячно или в полном объеме в день полного погашения основного долга). Можно предусмотреть в договоре, что работник возвращает долг частями. В случае, если заемщиком будет пропущен один из сроков, согласно положениям п. 2 ст. 811 ГК РФ заимодавец вправе потребовать досрочно вернуть всю оставшуюся сумму. Кроме того, в договоре может быть предусмотрено, что заем выдается на определенные цели. В соответствии с п. 2 ст. 814 ГК РФ целевой заем может быть взыскан досрочно.

Если заем беспроцентный или выдан под льготные проценты, у сотрудника возникает материальная выгода от экономии на

процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса РФ).

Единый социальный налог при этом не начисляется, поскольку материальная выгода, возникающая у работника при получении им беспроцентного (льготного) займа, не является выплатой по трудовому договору и, следовательно, не признается объектом обложения единым социальным налогом. Разъяснение по данному вопросу содержится в письме Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-01/101.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с материальной выгоды необходимо удержать с работника. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) российские организации, от которых (или в результате отношений с которыми) налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с указанных доходов (п. 4 ст. 226 НК РФ). Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты, из которой производится удержание.

С суммы материальной выгоды НДФЛ удерживается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Исключение составляют доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств. К налоговой базе, облагаемой НДФЛ по повышенной ставке, налоговые вычеты

не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Порядок расчета материальной выгоды установлен п. 2 ст. 212 НК РФ. При получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах за пользование заемными средствами, полученными от учреждения, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. При беспроцентном займе налоговая база определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России, действующей на дату получения заемных средств, и оставшейся части долга по займу. При расчете материальной выгоды берется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала на дату выдачи займа работнику. Все последующие изменения ставки в расчете материальной выгоды не учитываются.

Читайте также:  Займ и долг в чем разница между

Датой фактического получения доходов в виде материальной выгоды является день уплаты работником процентов по полученным заемным средствам (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

При беспроцентных займах фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Если заем выдается на несколько лет, а возврат денежных средств в полной сумме осуществляется по окончании срока договора займа, налоговая база при получении материальной выгоды в

Исходя из положений ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям, — при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует данным целям и указана в его учредительных документах.

Причем доходы от такой деятельности и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 30.01.2017 № 02-05-12/4613, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на названную деятельность нет.

Кроме того, в Письме от 26.11.2013 № 02-01-007/51169 Минфин России сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В том же Письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

Таким образом, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель данного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Adblock
detector